Яблоколицые: в Томске откроют выставку Рене Магритта
Сын человеческий с яблоком вместо носа, девица в венецианской маске без лица и парящие в воздухе мужчины в пальто. 48 литогрфий Рене Магритта выставят в худмузее шестого марта.
Бельгийский художник Рене́ Франсуа́ Гисле́н Магри́тт – один из самых загадочных мастеров XX века. Его стиль и эстетика формировались одновременно с философией Сальвадора Дали, Хуана Миро и Макса Эрнста. Европа прошла сквозь горнило двух мировых войн. Традиционный, размеренный уклад жизни был нарушен, и искусство стремилось с помощью новых образов и форм развить идею нелогичности и парадоксальности мироздания.
«Видимое таковым не является», – провозгласил Рене Магритт, предлагая зрителю ответить на вопрос: что будет, если соединить вместе яблоко и венецианскую маску? Паровоз и камин? Облако и дверь? Ведомые художником, мы попадаем в созданный им мир, где Магритт, словно волшебник, одним движением руки меняет сущность предметов, заставляет камни летать, останавливает время.
![](/tomsk/pictures/3977879/picname_1.jpg)
Натуралистично точные изображения предметов, окружающих нас в повседневной жизни, а также образы и мотивы, знакомые каждому по мифам, литературе и живописным произведения прошлого, не имеют, на первый взгляд, никакой логической связи. Причудливым образом объединяя их в своих работах, Магритт нарушает привычный нам -порядок вещей и тем самым выводит разум из состояния оцепенения. Мы фантазируем и анализируем, мечтаем и удивляемся, пытаясь разгадать тот или иной ребус... И в какой-то момент понимаем: правильного или неправильного ответа не существует.
![](/tomsk/pictures/3977879/picname_2.jpg)
"Действительно, разве можно набить эту трубку табаком? Нет, это не трубка, и я бы солгал, если бы утверждал обратное.
...Слово не выражает суть явления. Нет никакой связи между образом и его словесным выражением. Вообще, слова не несут никакой информации о предмете, который описывают. Деревья, которые мы видим, точно так же видят нас. Они живут вместе с нами. Это - свидетели происходящего в нашей жизни. Они скрывают множество тайн. Потом из дерева делают гроб, дерево возвращается в землю. Храня наш прах и становясь прахом. Назвать образ дерева "дерево" - ошибка, случай неверного определения. Образ независим от предмета, который он представляет. То, что возбуждает нас в нарисованном дереве, - не имеет никакого отношения к дереву реальному. И наоборот. То, чем мы наслаждаемся в реальной жизни, оставляет нас холодными в изображении этой прекрасной реальности. Не надо путать реальное с сюрреалистическим и сюрреалистическое с подсознательным"..