39 0 0
«Особый» театр в Сыктывкаре отметил год со дня основания.
Фото автора
Актеры с синдромом Дауна, слабовидящие или слабо слышащие. Театры с таким актерским составом в Европе давно уже не вызывают удивления. История «особых» театров в России, особенно в глубинке, едва ли насчитывает десять лет. Студия «Успех», где играют слабовидящие жители Сыктывкара, родилась год назад.
На днях артисты представили литературно-музыкальную композицию по произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова, 200-летие со дня рождения которого в октябре отмечает весь мир. Организаторы театрального вечера в Центре культурных инициатив «Югор» легко согласились включить в программу и необычных артистов студии «Успех».
Девушка, поднимаясь, споткнулась на ступеньке, мужчина средних лет на ощупь пытается понять, где находится стул и стол. Появление на камерной сцене слабовидящих и совершенно незрячих людей вызвало в зале оторопь. Кто-то не скрывает эмоций, кто-то стесняется смотреть на сцену. Артисты тоже волнуются. Константин Костин, выступавший в роли самого Лермонтова, читал свои слова в ходе постановки пальцами. В его руках был сборник Лермонтова, написанный языком Брайля. Кстати, многие в зале подумали, что читает мужчина понарошку.
Студия «Успех» родилась осенью 2013 года. Студентка Колледжа культуры Коми Юлия Мурашкина, будущий дипломированный организатор культурно-массовых мероприятий, узнала о деятельности республиканского отделения Всероссийского общества слепых (ВОС), пришла к ним в офис и предложила вести студию.
Специалист отделения Елена Попова отмечает благотворное влияние занятий на своих подопечных. Работа с Юлией помогает им преодолевать барьеры в повседневном общении, которые для слабовидящих стоят особенно остро. Как правило, врожденная или приобретенная инвалидность по зрению оборачивается желанием человека отгородиться от мира, замкнуться в себе.
Юлия Мурашкина рассказала об особенностях работы с артистами с инвалидностью.
- Юлия, первый вопрос, конечно, о том, как вы учите тексты?
- Константин, например, учил сам, по тексту, написанному по Брайлю. Со Светой, которая практически не видит, просто повторяли до бесконечности, пока не запомнит. У многих на компьютерах установлены специальные программы, которые читают. Не всегда бывает возможность встретиться и репетировать, поэтому учили даже по телефону. Я звоню и отрабатываем текст отдельными фразами.
- Вам с такими необычными артистами тяжело работать?
- Мне с ними очень легко! Проблемы были только с запоминанием. С желанием работать проблем не было. Девочки друг другу помогали, репетировали и отрабатывали текст по парам. Все они большие труженики.
- Как вы познакомились с обществом слепых?
- Прошлой осенью я случайно попала на общественные слушания по проблемам людей с инвалидностью. Тогда я впервые открыла для себя, что у нас в регионе живут молодые люди и девушки с инвалидностью. Конечно, я знала, что в реальности, в нашем городе, рядом с домом живут другие люди, что они нуждаются в общении. Я задала себе вопрос: «Что лично я могла бы предложить?» Я умею только выразительно читать стихи. С этого, честно говоря, и началась работа студии осенью прошлого года. Это не столько театральная, сколько литературно-музыкальная деятельность.
- Какие занятия вы проводите?
- Делаем небольшие постановки, например, ставили сказку. На занятиях мы учимся правильно говорить, вести себя на сцене и в обычной жизни. Они ведь не видят себя со стороны. А это очень важно. Провожу тренинги по искусству общения. Отрабатываем на занятиях разные ситуации коммуникации. Например, как себя вести, если тебя кто-то обидел.
- Сколько человек занимается в студии?
- Пока шесть человек разного возраста. Я младше них, но работе это не мешает.
- Что вам лично дают эти занятия?
- Во-первых, мне это очень нравится. Во-вторых, от участников студии я получаю огромную отдачу. То, что я отдаю, это мне сразу возвращается. Я наполняюсь энергией во время этих занятий. Бесконечно благодарна своим чудесным артистам за это.