Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

18:13, 01.05.2014

За самодурство сыктывкарских чиновников заплатит казна Российской Федерации

29 0 0

На прошлой неделе Александр Дёмин, возглавляющий сыктывкарское отделение Партии народной свободы (ПАРНАС), получил «письмо счастья» из Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Он попал в число 17 россиян, чьи жалобы на нарушения свободы мирных собраний суд принял к дальнейшему рассмотрению по их существу и переслал российскому правительству для дачи объяснений.

Александр Дёмин (справа) на Стефановской площади, 24 февраля 2012 г., фото: Андрей Шопша

Чрезмерная активность сыктывкарской полиции и пассивность судей, пошедших на поводу у полицейских, могут принести Александру Дёмину более полумиллиона рублей. С очень большой вероятностью они будут взысканы с казны России в виде компенсации причинённого сыктывкарцу морального вреда.

Первая жалоба Александра Дёмина, которой заинтересовался ЕСПЧ, связана с волной протестных акций, прокатившихся по России после фальсификации результатов выборов в Государственную Думу РФ, прошедших 4 декабря 2011 года. Фабула соответствующего дела сводится к следующему. 10 декабря 2011 года около 14.00 Александр Дёмин начал в Сыктывкаре одиночное пикетирование, держа в руках транспарант «Позор выборам в Республике Коми». Примерно через полчаса эту акцию прервали сотрудники полиции, которые доставили пикетчика в дежурную часть отдела полиции № 1 в микрорайоне Орбита. Там выяснилось, что Александра Дёмина задержали по подозрению… в краже сотового телефона, совершённой четырьмя месяцами ранее преступником «европейской внешности около 50 лет» (самому задержанному на тот момент было 57 лет). Примерно через час, сняв отпечатки пальцев Александра Дёмина и выслушав его объяснения, что он не совершал кражу сотового летом 2011 года, полицейские задержанного отпустили.

17 июня 2012 года судья Сыктывкарского городского суда Галина Маркова рассмотрела жалобу Александра Дёмина на действия сыктывкарской полиции и признала законным его явно надуманное задержание 10 декабря 2011 года. 13 сентября 2012 года с решением городского суда согласилась коллегия из трёх судей Верховного суда Республики Коми под председательством Алексея Сажина. В поданной в ЕСПЧ жалобе Александр Дёмин попросил признать прекращение его пикетирования нарушением свободы мирных собраний и свободы выражения мнения, которые гарантируются, соответственно, статьями 11 и 10 Европейской Конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

Вторая жалоба Александра Дёмина, принятая к рассмотрению в Страсбурге, имеет для Республики Коми гораздо большую политическую актуальность. Ведь она связана с запретом любых гражданских акций общественно-политического характера на Стефановской площади столицы Коми. Напомним, чтобы закрыть Стефановскую площадь для протестующих, местные чиновники воспользовались частью 2 статьи 8 Федерального закона «О собраниях…». Она устанавливает, что к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами. 

Ну, а для того, чтобы эта норма заработала в Сыктывкаре, власть имущие разыграли хитроумную двухходовую комбинацию. Летом 2011 года администрация Главы Коми осуществила переезд Конституционного суда республики на восьмой этаж здания республиканского Госсовета, стоящего на Стефановской площади. Затем глава администрации Сыктывкара Иван Поздеев своим постановлением от 4 июля 2011 года объявил территорией, непосредственно прилегающей к зданию Конституционного суда Коми, круг с радиусом в 150 метров и с центром у входа в здание Госсовета Коми (в несколько изменённом виде это решение сыктывкарского мэра действует и сегодня).

Впрочем, ЕСПЧ не удостоил все эти махинации своим вниманием. Историю же, героем которой стал Александр Дёмин, суд в Страсбурге изложил следующим образом: «24 февраля 2012 года заявитель устроил одиночное пикетирование на Стефановской площади Сыктывкара. 5 мая 2012 года мировой судья признал его виновным по статье 20.2 КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) РФ, потому что он стоял менее чем в 150 метрах от здания суда, тогда как Федеральный закон «О собраниях…» запрещает публичные мероприятия в непосредственной близости от зданий судов. Заявитель был приговорен к выплате штрафа в размере 1 000 рублей. 6 июня 2012 года Сыктывкарский городской суд оставил в силе постановление мирового судьи. Заявитель не просил о пересмотре этих судебных решений.

Жалоба: заявитель жалуется на нарушение статей 10 и 11 ЕКПЧ». Столь редкая для ЕСПЧ краткость показывает, по-видимому, несколько брезгливое отношение страсбургских судебных чиновников к деятельности сыктывкарских коллег, лишённой заметного рационального смысла. Этих коллег (по крайней мере, тех, кого народ России облёк в судейские мантии) стоит назвать по именам. Штраф в размере 1000 рублей на Александра Дёмина наложила Наталья Мамонова, в мае 2012 года исполнявшая обязанности мирового судьи Кутузовского судебного участка города Сыктывкара. А в Сыктывкарском городском суде жалобу Александра Алексеевича на постановление мирового судьи отклонила судья Светлана Огнева.

Сергей Сорокин (второй слева) там же, 16 марта 2014 г., фото: Андрей Шопша

Сыктывкарские судьи, впрочем, «сраму не имут». В чём автор этих строк убедился в минувшую пятницу на судебном заседании Сыктывкарского горсуда, где судья Максим Щелканов рассмотрел административное дело, возбуждённое полицией против известного сыктывкарского журналиста (в прошлом, кстати, депутата Верховного Совета Коми последнего созыва) Сергея Сорокина за участие в пикете на Стефановской площади. Напомним, что в воскресенье 16 марта 2014 года Сергей Сорокин и два других члена Коми правозащитной комиссии «Мемориал» провели у Жёлтого дома, где размещается общественная приёмная Президента России Владимира Путина в Республике Коми, антивоенную акцию против политики российского правительства, направленной на присоединение Крыма к России.

Все пикетчики были задержаны полицией за проведение пикетирования на территории, прилегающей к зданию, где размещается Конституционный суд Республики Коми. Защита журналиста в лице автора не ждала от судьи Щелканова подвига, то есть полного оправдания пикетчика. Ссылаясь на то, что в ЕСПЧ приняли к рассмотрению вторую жалобу Александра Дёмина, защита просила суд о решении, смягчающем для российского правительства издержки дальнейшего рассмотрения в Страсбурге аналогичной жалобы Серея Сорокина. В частности, городской суд мог наложить на него символический штраф (в прошлом году таким правом судей наделил Конституционный суд Российской Федерации, пожелавший смягчить чрезвычайно ужесточённое российское законодательство о мирных собраниях граждан) либо объявить ему замечание ввиду малозначительности совершённого административного правонарушения. Судья Щелканов не воспользовался этими возможностями и наложил на Сергея Сорокина штраф в размере 10 000 рублей. И нет, похоже, никакой надежды, что этот штраф отменят или хотя бы снизят в Верховном суде Республики Коми.

Следует отметить, в Страсбурге не любят чиновников-самодуров. И наказывают их единственным доступным образом. Что называется, бьют рублём. За пять минувших лет размер компенсаций морального вреда, присуждаемых в Страсбурге гражданам с казны России за нарушение свободы мирных собраний, вырос с 1 500 евро до 6 000 евро (около 300 000 рублей по нынешнему курсу) в обычных и 12 000 евро – в особо «запущенных» случаях. С учетом же того, что при попустительстве федерального центра во множестве российских регионов даже самые безобидные проявления свободы собраний оказались под фактическим запретом, суммы присуждённых компенсаций будут расти и дальше. Что, впрочем, вполне логично.

Под юрисдикцией ЕСПЧ находится 47 государств, в которых проживают более 800 миллионов человек. С 1960 года суд в Страсбурге вынес постановления по 17 000 дел, из которых лишь 68 связаны с предполагавшимися нарушениями свободы мирных собраний. Показательно, что из 68 указанных постановлений 28 приходятся на Турцию (где на массовых протестных акциях полиция регулярно избивает демонстрантов, которые в ответ бьют полицию), а ещё 35 – на страны бывшего соцлагеря (6 вынесены по российским делам). Для сравнения отмечу, что только из Республики Коми за минувшие три года в Страсбург было направлено около 40 жалоб на нарушения свободы мирных собраний местными чиновниками. И все жалобы имеют весьма неплохие шансы быть удовлетворёнными.

Ну, а напоследок история про нормальную полицию, которая не хватает своих публично протестующих сограждан по каждому формальному поводу. История взята мною из постановления по делу «Эва Мольнар против Венгрии», вынесенного ЕСПЧ 7 октября 2008 года. 4 июля 2002 года около 13.00 в Будапеште немногочисленные группы возмущённых граждан собрались на стихийную демонстрацию на площади Кошута перед зданием венгерского парламента. Протестующие оспаривали официальные результаты выборов в парламент, состоявшихся двумя месяцами ранее. Узнав об этом из новостей, заявительница примкнула к демонстрации около 19.00. «К этому времени движение транспорта в районе площади Кошута, в том числе общественного, было серьёзно нарушено. По подсчётам, число протестующих колебалось от нескольких сотен до двух или трёх тысяч. Полиция первоначально пыталась обеспечить продолжение движения транспорта, но затем перекрыла некоторые соседние улицы.

Наконец, столкнувшись с неуправляемой ситуацией, полиция прекратила демонстрацию около 21.00 без применения насилия. Заявительница участвовала в акции до её прекращения», – указал ЕСПЧ в своем постановлении. Отклоняя далее жалобу Эвы Мольнар, ЕСПЧ указал, что «полиция проявила определённую (сказочную, по сыктывкарским меркам – авт.) терпимость по отношению к демонстрации, хотя она и не была предварительно (не менее чем за 72 часа, согласно законодательству Венгрии – авт.) уведомлена о мероприятии, которое неизбежно нарушало движение транспорта и причиняло ущерб общественному порядку».

Источник: Красное знамя
просмотров: 314

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.