Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

15:20, 15.01.2024

Следователь транспортного Следственного комитета рассказал о специфике работы в северном регионе и раскрыл секреты профессии

Необъятная Республика Коми, протяженные дороги и водные артерии, труднодоступные населенные пункты и удаленные территории — под бдительным оком Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ. Как обеспечивается безопасность в регионе, почему особое внимание уделяется железной дороге, и как стать следователем на транспорте — в интервью "Комиинформа".

Корреспондент информагентства в преддверии профессионального праздника — Дня образования Следственного комитета РФ — встретился со старшим следователем Сыктывкарского следственного отдела на транспорте Западного МСУ на транспорте СК РФ Андреем Уваровым.

Профессиональный путь следователя начался в Краснодарском крае. В качестве следователя А.Уваров состоит на службе с 2022 года, однако первые шаги в профессии специалист сделал в 2017 году. Тогда молодой человек пришел в ведомство в качестве общественного помощника следователя в Краснодарский следственный отдел на транспорте, одновременно учась на первом курсе юридического факультета Кубанского государственного университета.

А.Уваров отметил, что работа понравилась сразу, постепенно, шаг за шагом, удалось постигнуть основы уголовного судопроизводства, что во многом является заслугой наставников, научивших азам профессии.

После окончания университета по программе подготовки бакалавриата, А.Уваров поступил в специализированное учебное заведение — Санкт-Петербургскую Академию Следственного комитета по программе подготовки магистратуры, после чего по распределению попал в Сыктывкар. И сегодня 24-летний правоохранитель трудится на Севере.

- Андрей Владимирович, какое образование необходимо для работы в Следственном комитете? Как попасть на службу в Ваше следственное управление?

- Учитывая, что работа следователя напрямую связана с юриспруденцией, то для рассмотрения вопроса о дальнейшей службе в рядах Следственного комитета РФ, кандидат на должность должен обладать высшим юридическим образованием. Образование можно получить как в гражданском ВУЗе, так и в специализированном учебном заведении Следственного комитета.

Подготовкой молодых кадров занимается два крупных учебных заведения – Санкт-Петербургская и Московская академии СК. Подготовка ведется как по программе подготовки специалитета – 5 лет, так и программе подготовки магистратуры – 2 года при наличии уже имеющегося высшего образования по программе подготовки бакалавриата.

Вторым важным условием, предъявляемым к кандидату, является прохождение института общественного помощника следователя. Смысл процедуры состоит в том, что человек, желающий связать свою жизнь с профессией следователя, которая зачастую является сложной с психологической и, порой, физической точек зрения, приходит в следственный отдел и в ходе практики наблюдает за работой следователя-наставника, постигает азы профессии, формирует необходимый багаж знаний, выполняет поручения. Это позволяет человеку определиться, готов ли он работать в данной стезе.

Если кандидат показал себя с положительной стороны, зарекомендовал себя как ответственный и исполнительный сотрудник, принимается решение о включении его в резерв кадров следственного управления, в котором он проходил практику. Далее кандидату предлагаются вакантные должности в следственных отделах. В Западном следственном управлении крайне большой выбор, связанный с обширной географией отделов – наши следственные отделы расположены от Мурманской области до Республики Дагестан и от Псковской области до Саратовской.

- Как вы отправились на север, в Республику Коми? Есть ли кадровый дефицит в ведомстве?

- После окончания ведомственного учебного заведения я был направлен по программе распределения в Республику Коми. Говоря о кадровой политике в управлении, можно напомнить, что с учетом размеров следственного управления и количества отделов, в настоящее время имеется достаточно широкий выбор для потенциальных кандидатов, во многих регионах готовы принять молодого специалиста, необходимо только желание, рвение и определенный уровень навыков и знаний.

- Расскажите о специфике работы на юге и на севере?

- Естественно, специфика работы есть — в южных регионах РФ всегда было больше транспортных объектов, происшествий и преступлений, связанных с такими объектами. В том же Краснодарском крае, например, более актуальным является расследование преступлений в сфере водного транспорта. В свою очередь, Республика Коми с учетом своих размеров и других факторов является субъектом РФ, где основным является железнодорожный транспорт.

В Коми - на втором месте - преступления на воздушном транспорте. Гораздо реже случаются происшествия на воде.

Как правило, на объектах железнодорожного транспорта происходят смертельные травмирования людей поездами, хулиганские действия в пассажирских составах и вокзалах, в том числе и связанные с применением насилия в отношении сотрудников транспортной полиции, реже случаются более тяжкие преступления, например, сходы вагонов с железнодорожных путей, возгорания подвижного состава и вагонов.

К сожалению, нередки случаи происшествий в сфере авиационного транспорта. В частности, в настоящее время в Сыктывкарском следственном отделе на транспорте расследуются уголовные дела по факту крушения легкомоторных самолетов Ухте и в Усть-Куломе.

- Как часто получается бывать дома, на Кубани? Хватает ли у следователя на транспорте времени на хобби, семью?

- Не секрет, что наша профессия трудоемкая, и у следователя практически не бывает свободного времени. Он постоянно на телефоне, в любой момент готов выехать на место происшествия для проведения неотложных следственных действий. Но несмотря на это, удается находить время и на семью. Кроме того, как и у любого другого человека, у следователя может быть хобби. В моем случае это игра на гитаре и саморазвитие во многих его проявлениях: чтение профессиональной и художественной литературы, изучение языков, занятия спортом и многое другое.

- Что помогает поддерживать работоспособность и выполнять задачи,которые ставит государство перед следователем?

- На севере работать непросто. Но большую мотивацию дает видение результатов своей работы. Если ты видишь, что можешь помочь людям, в отношении которых совершено преступление, - это и есть основной стимул для работы. Не стоит забывать, что работа должна нравиться, она должна подходить, и ты должен ей соответствовать.

- Какие резонансные и ключевые дела в Коми вы бы назвали в 2023 году?

- Среди преступлений, вызвавших общественный резонанс, стоит назвать падение легкомоторного самолета в с. Усть-Кулом в мае 2023 года. В настоящее время по уголовному делу ожидается отчет Межгосударственного авиационного комитета, в котором будет указана фактическая причина падения данного самолета.

Стоит напомнить и о возгорании вагонов-цистерн в Ухте, в ходе которого пострадал один из работников организации, осуществлявшей их обслуживание.

Среди резонансных происшествий - гибель трех человек в результате опрокидывания лодки в Усть-Вымском районе Республики.

- Какие тенденции, динамику можете отметить?

- В целом, количество железнодорожных травмирований за 2023 год, в том числе со смертельным исходом уменьшилось, примерно на 60% (с 7 случаев в 2022 году до 3 в 2023).

Количество фактов хулиганских действий, а также фактов применения насилия в отношении сотрудников полиции осталось на том же уровне, что и в 2022 году.

Также можно отметить, что в Коми сошло на нет такое негативное явление как зацепинг. За прошедший 2023 год фактов травмирования людей в связи с нахождением на выступающих частях поездом не зафиксировано. В целом, это общая тенденция по стране.

- Расскажите, какими делами занимаетесь вы лично?

- В начале профессионального пути я, как и многие другие молодые коллеги, расследовал дела, которые не представляют большой сложности для расследования. Это были дела, связанные с хулиганством на объектах железнодорожного транспорта, применение насилия в отношении сотрудников полиции. Со временем стал расследовать более сложные дела, связанные с совершением преступлений коррупционной направленности.

Сейчас в моем производстве находится уголовное дело о возгорании цистерн в Ухте , возбужденное по ч.1 ст 216 УК РФ (Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба).

В настоящее время по уголовному делу проводится комплекс следственных действий, направленных на установление причин возгорания, в том числе проводится пожарно-техническая судебная экспертиза; технологическая экспертиза по порядку проведения работ, которые велись на данном участке путей; судебно-медицинская в отношении пострадавшего, позволяющая установить перечень полученных пострадавшим повреждений и степени тяжести вреда здоровью.

Продолжается расследование уголовного дела о сходе в 2022 году вагонов на станции Печора Северной железной дороги, возбужденного по ч. 1 ст. 263 УК РФ (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба). Проводится технологическая судебная экспертиза по порядку эксплуатации и содержанию жд путей.

- В 2022 году в Коми упал самолет Лесопожарного центра, погибли три человека, находившиеся на борту. МАК расследует дело, но нет информации о том, когда завершится расследование. Можно ли прояснить ситуацию в этом вопросе?

Фото паблика Сыктывкар №1

- Действительно, специфика расследования уголовных дел, связанных с крушениями воздушного транспорта, как правило, требует расследования с привлечением Межгосударственного авиационного комитета. Данный орган устанавливает причину поломки, в результате которой произошло крушение. В связи с этим, в целях объективности и всесторонности при расследовании данной категории дел необходим отчет специалистов высокого уровня, которые работают в МАК.

- Какие приоритеты ведомство ставит на 2024 год?

- Так как Коми является регионом, где подавляющую часть транспортного сообщения составляет железная дорога, на данном направлении будет сконцентрировано дополнительное внимание.Интересно, что изначально транспортные органы появились с запуском железной дороги в России и необходимостью надзора на ней в 20-30 годы XX века, а также ее развития. Уже потом появились воздушные суды, подключился морской и водный отделы. Появились отдельны прокуратуры и при них начали работу следователи.

Основное количество преступлений в Коми совершается на железной дороге из-за количества объектов жд инфраструктуры, имеющихся станций, перевалочных пунктов, транспортных хабов.

Второе перспективное направление — воздушный транспорт. Учитывая, что в Коми есть немало населенных пунктов, находящихся на удалении от большой земли, у каждого из них есть свой аэропорт или аэродромная площадка.

Хотелось бы напомнить жителям республики о необходимости повышенной бдительности и соблюдения правил при нахождении на объектах транспорта. Основной причиной смертельных травм на железной дороге является невнимательность пешеходов, которые полагают и надеются, что смогут пересечь участок жд путей раньше поезда или находятся в опасной зоне в наушниках и не могут объективно воспринимать обстановку вокруг.

Многих трагедий можно было бы избежать.

Автор: Татьяна Ткалун
Ключевые слова: Сыктывкар, Печора, Ухта
Источник: Комиинформ
просмотров: 104

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.