21 0 0
В Воркутинском выставочном зале прошла премьера документального фильма о человеке, чей творческий путь неразрывно связан с Воркутой, – о многогранной личности: скульпторе, художнике, поэте Вениамине Смирнове.
Можно по-разному относиться к его творчеству, говорить, что стихи несовершенны, а восприятие его ваяний и картин требует специальной подготовки. На пресс-конференции в доме Политпроса в Воркуте в 1990 году Эрнст Неизвестный произнёс великую фразу: «Художник может быть непонятым, но стремиться к этому – преступление». Многие не понимали работы Вениамина Смирнова, но это непонимание не было самоцелью художника. Наоборот, он хотел быть ближе к народу: немалую часть его творений можно причислить к жанру «соцреализм». Как бы то ни было, имя этого удивительного человека с очень непростой судьбой навечно вписано в историю нашего города.
Автором фильма о Вениамине Смирнове стал его сын Денис, который, по собственному признанию, по-настоящему узнал отца только после его смерти. Но, к сожалению, полноценного художественного произведения из этой затеи не получилось. Вышла некая хроника для домашнего просмотра, где разные люди говорят добрые слова о художнике и скульпторе Вениамине Смирнове и даже называют его большим поэтом, что в корне неверно, – не все срифмованные мысли и чувства можно назвать стихами. А вот как скульптор он, несомненно, фигура в мире искусства.
Этот фильм рассказывает нам о том, какой необыкновенный человек жил рядом с нами, и узнаём мы это от людей, более или менее с ним общавшихся. Положа руку на сердце – совершенно неинтересные панегирики в честь Вениамина Смирнова, не раскрывающие его ни как личность, ни как мастера. Постоянный рефрен, что с нами жил великий человек, а мы, бездушные и равнодушные, этого даже не заметили и только после его смерти это поняли, просто нелеп. В фильме не прозвучали живые, тёплые воспоминания из жизни В. Смирнова, отражающие не сиюминутность. Возможно, это произошло в силу масштаба приятельства интервьюеров с героем фильма…
Единственно важный момент, который подспудно можно найти в этом фильме, это то, что мы не должны забывать людей, сотворивших Воркуту городом культурным. И не ждать, когда они умрут, чтобы потом начать бить себя в грудь и позволять шапочным знакомым «делать» их биографию. До сих пор никому в голову не пришло сделать фильм об удивительном человеке-легенде Владимире Михайловиче Капитанове, человеке утонченном, эстете до мозга кости, талантливом балетмейстере, более четверти века руководившем танцевальным коллективом «Молодой строитель», пять лет творившем чудо пластического восприятия образов в театре «Ваганты». Никто не озаботился запечатлеть на кинопленке ныне живущих мэтров воркутинской литературы писателей Дмитрия Стахорского, Валентина Гринера, поэта Валерию Салтанову, благодаря которым Воркуту в огромной степени можно назвать городом культурным. А сколько имён, прославивших Воркуту, достойных быть запечатленными на кинопленке могут назвать шахтёры, геологи, врачи…
Этот фильм, по большому счету, рефлексия сына, узнавшего, что его отец, бросивший семью, не подонок и мерзавец, а большой художник, творчество которого в республики решили внезапно вознести на щит, человек, нешуточно влюбленный в Север, с собственноручно переломанной судьбой, что и стало составляющей притягательности его личности. На счастье автора фильма, под образовавшийся шум были найдены деньги на съёмку…
У каждого художника в той или иной степени крадут биографию. Очень хотелось задать вопрос доброхотам, запечатленным в фильме, пришедшим на презентацию – почему они позволили умершему художнику В. Смирнову больше месяца лежать невостребованным в морге после его смерти?.. Это не персоналии, а город хоронил скульптора, художника, поэта на деньги, собранные с миру по нитке, после того, как в январе 1998 года по воркутинскому радио нарочито ровным голосом поэт А. Шабанов сообщил в утренних новостях, что требуются деньги на похороны Вениамина Смирнова. Не могу не задаться вопросом: а что бы говорили сегодня «друзья», не прозвучи тогда по радио воззвание Шабанова и В. Смирнова похоронили как бомжа, неопознанным, в общей могиле?..
Такие вот мысли навеял этот фильм.