31 0 0
Нательный крест нельзя показывать
Фото Якова Шлегеля
Пока на улице праздновалась знаменитая , в местном музее А.В. Журавского размеренная жизнь шла своим чередом. В здании, построенном сто лет назад самим знаменитым исследователем Русского Севера, расположились экспозиции, посвящённые истории края, нравам и обычаям староверов.
– XVII век – это болезненная ломка старого патриархального уклада на Руси, – рассказывала научный сотрудник музея Наталья Осташова. – Когда на патриарший престол взошёл патриарх Никон, наши церковные книги стали переписываться на греческий лад. Незначительные изменения, конечно, но староверы это не приняли и бежали в леса, в том числе к нам. В нашем районе было образовано два скита.
– В Усть-Цильме все староверы?
– Нет, но большинство.
– Обязательно. Хотя у меня отец из Питера и прибыл сюда работать лесничим на Пижму в 1958 году, но мама у меня была староверкой, и крестили нас прабабушки-попадьи, которым доверено это было делать.
– Каково здесь отношение к Русской православной церкви?
– Сейчас уже многое изменилось, со временем, с годами. Нормальное, спокойное отношение, но только я знаю, что нам не разрешено заходить в другие храмы. Это грех. У нас строгая вера.
– А можно православному или, как вы говорите, никонианину войти в ваш храм?
– Нет. Нужно спросить разрешения настоятеля Поморского толка. Мы беспоповцы. У нас только настоятель. У настоятеля есть наставницы, у которых мы исповедуемся. Он их рекомендует нам. У нас нет причащения, просто исповедь. Много таких нюансов. Земные поклоны у никониан были заменены на поясные, «Аллилуйя» стали петь трижды, а не дважды, как мы пели, двуперстие заменено на троеперстие. У нас все женщины должны носить платок, а мужчины – бороды. Даже нельзя поправлять бороду. Она сама завивается. Нательный крест мы не должны показывать. Женский крест у староверов отличается от мужского, изображение распятия на крестах – с тыльной стороны, а спереди – молитвы. Крест носится с рождения и до смерти. Мой муж носит медный крест, не снимая, 60 лет, и он сейчас совсем стёрся, тоненький, как листок бумаги. Придётся его поменять.
Далее Наталья Викторовна показала нам экспозицию, посвящённую быту усть-цилёмов.
– Мы жили обособленно, поэтому, наверное, и сохранили этот говор, культуру, традиции, наряды, – продолжает музейный сотрудник. – Ткани завозили с торгов мужчины, а женщины-мастерицы шили себе сами наряды. Все наряды уникальные и имеют своё значение. Вот головной убор незамужней девушки, наряд невесты, замужней женщины. Если увидите на «Горке» девушку с повязанным на голове свернутым ленточкой белым платком – она не замужем. Это очень важно: мужчины должны знать, к каким женщинам можно подойти, а к каким нельзя.
Наталья Осташова ещё долго рассказывала нам об оберегах, поясах, в том числе нательных женских, которые носятся с крещения до смерти и не снимаются даже в бане…