Продвижение в блогах и соцсетях – важная составляющая любой современной рекламной компании. Как собрать эффективную команду? Зачем нужен блог-тур? Чье мнение важнее – участников или организаторов поездки?
Создатель и автор сообщества Travel Russia в «Живом Журнале» (ЖЖ) журналист Елена Харо рассказала RATA-news, как можно использовать блогосферу тем, кто хочет привлечь внимание к своему региону, направлению, турпродукту.
– Елена, расскажите о вашем сообществе Travel Russia, его авторах и аудитории?
– Сообщество создано полтора года назад для популяризации путешествий по России. Побывав однажды на конференции по событийному туризму, я узнала, как много мероприятий происходит в стране, причем в разных городах, куда бы мне прежде в голову не пришло поехать. Но многие ли про это знают?
Мне довольно быстро удалось собрать команду единомышленников, модераторов. Мы публикуем рассказы участников сообщества о поездках в разные города, об интересных маршрутах по России. Каждый день у нас выходит три-четыре подробных текста с фотографиями, советами для туристов. Наша аудитория – люди от 27 лет и старше, которые тоже увлечены путешествиями.
Активных участников, которые сами фотографируют и пишут, у нас около 700. Есть и профессиональные фотографы, и обычные люди, работа которых не связана с путешествиями – менеджеры, переводчики, врачи, преподаватели…
Почему мы выбрали для базовой площадки Живой журнал? В «Живом Журнале» можно публиковать длинные тексты с большим количеством фотографий, которые легко будут найдены по запросу в поисковиках. В отличие от других соцсетей, где посты занимают заметные позиции один-два дня.
– Если администрация региона или турфирма решат пригласить блогеров, провести блог-тур, как им собрать команду? На что обратить внимание при выборе площадки и конкретного блога для продвижения своего продукта? Готовы ли вы, например, помочь провести «аудит» кандидатов?
– Да, если Travel Russia берется за организацию блог-тура, то отвечает за каждого человека. При необходимости можем привлечь блогеров из других сообществ, в том числе топовых, если уверены, что их аудитория не накручена.
Формируя команду для блог-тура, мы отбираем блогеров, которые пишут не только в ЖЖ. Каждый участник должен быть активным хотя бы на трех площадках. В команду мы всегда приглашаем блогеров, которые ведут каналы на Youtube, и профессиональных фотографов. Оптимальное количество членов такой команды – пять-шесть человек.
Например, в августе мы ездили в Республику Марий Эл. В команде было четыре автора, каждый из которых силен на разных площадках – в ЖЖ, «Инстаграме», на «Фейсбуке» и один тревел-блогер, который ведет свой канал на Youtube. Мы попали в Марий Эл в самый разгар предвыборной кампании, и, к чести хозяев, нас ни разу не попросили написать что-то про представителей администрации. Четыре дня мы ездили по региону в сопровождении людей, которые хорошо его знают и любят. По итогам поездки только в «Живом Журнале» опубликовано около 70 текстов – о природе, достопримечательностях, туркомплексах, в которых мы останавливались, и т.п. Таким образом, мы показали Марий Эл с разных сторон. Все эти публикации легко найти в поисковиках.
– Какие должны быть требования к аудитории участников блог-туров? И что должно насторожить?
– Непростой вопрос. Мы неоднократно сталкивались с тем, что, выбирая блогера, заказчики обращают внимание, прежде всего, на количество подписчиков. К сожалению, далеко не всегда эта цифра соответствует реальному «выхлопу». Не секрет, что и лайки, и подписчиков сейчас можно покупать. Так что порой эффективность инстаграм-блога в котором 3 тысячи читателей, может быть больше, чем от того, в котором 50 тысяч. Чтобы избежать таких ситуаций, мы работаем с конкретными блогерами, про которых известно, что у них – живая аудитория. Это можно определить по разным косвенным признакам: общается ли автор с аудиторией, насколько активно ему пишут комментарии и т.д.
– Обязательно ли вывозить блогеров в туры?
– Смотря какая ставится задача. Если надо разместить в интернете отчет о проведенном мероприятии, можно договориться с автором, прислать ему фотографии и материалы и не тратиться на покупку билетов и оплату гостиницы. Если же хочется показать туристические возможности региона, рассказать не только о фестивале, но и о разных интересных местах, лучше показать все это автору, что называется, живьем.
– Всегда ли туристические возможности региона нужно продвигать через блоги о путешествиях?
– Вовсе нет. У блогеров, которые специализируются только на одной теме, аудитория меньше, чем у тех, кто рассказывает о разном, пишет о том, что называется сейчас life style. Также важно, чтобы автор вел блог не время от времени, а регулярно. И не смотрите на место в рейтинге. Иногда лучший эффект может получится от сотрудничества с «середнячком» и его аудиторией, которая больше вам подходит, чем с топом, чьим подписчикам ваш продукт интересен меньше.
– В интернете немало постов о конфликтах, которые случались по итогам блог-туров. Скажем так: после поездки выяснялось, что желания заказчиков и возможности блогеров не совпали. Как этого избежать?
– Конечно, чтобы не было сюрпризов, лучше обо всем договориться заранее. Когда вы приглашаете блогеров в тур по бартеру, лучше дать свободу выбора в смысле публикаций – они лучше знают потребности своей аудитории, любимые форматы и т.п. Если заказчику нужно, чтобы написали что-то конкретное, тексты и фото согласовали, чтобы без их отмашки ничего не вышло, то нужно на берегу договориться и выбрать тех, кому удобно будет так работать.
– А почему вы считаете, что надо прислушиваться к пожеланиям блогеров, а не заказчиков, которые везут группу?
– Все просто: блогер – представитель своей аудитории, которой интересен он, его стиль, подача, темы и т.п. Его читают те, кого он привлекает именно таким, какой есть. А сам он знает, что будут читать в его блоге, а что нет. Диктуя условия, которые идут в разрез с его видением и потребностями аудитории, вы рискуете стать не интересны его аудитории, то есть не решите стоящую перед вами задачу продвижения.
– Как сделать выводы по итогам блог-тура?
– Первые выводы можно сделать, отследив реакцию на публикации: лайки, комментарии, обсуждения, охват аудитории. Нас, например, второй год подряд приглашают в Ивановскую область освещать фестиваль «Лук-лучок». Мы были там в прошлом году, принимающей стороне понравилось сотрудничество, поэтому нас пригласили снова. А всего за этот год мы организовали более 15 блог-туров. Ездили в Калмыкию на фестиваль тюльпанов по приглашению региональной туристической администрации, побывали в Псковской, Ростовской, Белгородской области, в Сибири и Карелии. Сотрудничаем с компанией «Мостурфлот», участвовали в планировании и организации креативных круизов, инициировали по их итогам 260 различных публикаций. Всего вышли сотни наших публикаций только в ЖЖ, еще больше – в других соцсетях. Есть ли отдача? Мы узнаем это через год, когда люди снова будут планировать свои отпуска и маршруты. Уверена, что будет.
Если туристические власти региона хотят повысить свою узнаваемость в целом, то лучше в блог-туре как можно разнообразнее показать местные обычаи, природу, кухню, интересных людей и прислушаться к советам блогеров по выбору форматов и тем для освещения. Только в этом случае выйдут эмоциональные материалы, которые заинтересуют аудиторию. И кто-то захочет отправиться в путешествие по их следам.
Анна Вальцева, RATA-news