Через месяц после краха «ВИМ-Авиа» в коридорах власти созрел план мероприятий по закручиванию гаек в сфере пассажирской авиации – с целью предотвращения подобных скандалов в будущем. Это коснется не только перевозчиков, но также аэропортов и – внимание! – туроператоров. СпасибоРашиду Мурсекаеву за грядущие проверки и санкции.
Читайте подробности, делитесь мнениями.
Проверят финансы
Нечто похожее было в туризме после серийных туроператорских банкротств 2014 года – отраслевым властям дали указание срочно навести порядок на рынке. Вот и в авиации сейчас планируется масштабная чистка. В распоряжение редакции HotLine.travel предоставлен документ под названием «План мероприятий по повышению контроля за деятельностью авиакомпаний гражданской авиации, повышению ответственности авиаперевозчиков и туроператоров перед пассажирами».
Номером первым в этом плане значится ограничение действия сертификата эксплуатанта авиакомпании в случае ухудшения основных финансово-экономических, технических и прочих показателей деятельности. Вплоть до приостановки и аннулирования упомянутого сертификата. Цель, очевидно, в том, чтобы не допустить ситуации, когда у авиакомпании колоссальные долги перед аэропортами, поставщиками топлива и другими контрагентами, а он продолжает и даже форсированно наращивает программу перелетов. Как этот делалось в «ВИМ-Авиа».
Вопрос в методике оценки этих показателей – ее предполагается актуализировать уже к декабрю 2017 года. И в этом же месяце должен выйти приказМинтранса о расширении оснований для приостановки и аннулирования сертификатов эксплуатанта.
Далее. У перевозчиков, которые не выполняют обязательств перед пассажирами, планируется отзывать допуски на международные маршруты. Соответствующий приказ Минтранса ожидается в феврале 2018 года.
Особо пристальный контроль предполагается осуществлять за деятельностью авиакомпаний, которые активно наращивают парки (более чем на 15 %), находятся в группе риска по финансовым показателям, а также реорганизуют деятельность, меняют юрлица. Проверки планируется провести уже в ноябре 2017 года, а потом сделать ежеквартальными.
Увеличат штрафы
Кроме того, в плане содержится следующий пункт: «Увеличение штрафа за задержку авиарейса перед пассажирами путем индексации существующего размера штрафа с учетом индекса потребительских цен». На данный момент согласно Воздушному кодексу РФ за каждый час задержки рейса потребителю полагается по 25 руб. Кроме того, штрафы на этот случай предусмотрены в Законе РФ «О защите прав потребителей», но и они незначительные. Причем взыскивать их надо по суду, а поскольку суммы мизерные, мало кто из пострадавших клиентов этим занимается. Посмотрим, что будет после июня 2018 года, когда предполагается ввести законодательные изменения в целях повышения упомянутых штрафов.
Теперь что касается туроператоров. В рассматриваемом документе есть следующий пункт: «Формирование системы контроля за выполнением требований ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» по организации чартерных перевозок пассажиров и введение ответственности за их нарушение». По мнению экспертов, речь идет о том, чтобы все-таки обеспечивать пассажиров вывозными авиабилетами – сейчас в отрасли данное требование повсеместно нарушается, и в ходе скандала с «ВИМ-Авиа» это лишний раз подтвердилось. Вопрос в том, как же контролировать факт корректной выписки провозных документов в составе турпакета. Очевидно, это станет возможным после внедрения обязательной электронной путевки.
Разделят ответственность
Еще одна идея, нашедшая отражение в плане. С марта 2018 года приказом Минтранса предполагается обязать аэропорты обеспечивать пассажиров питанием и размещением в отелях, если авиаперевозчик не имеет на то финансовых возможностей (что подтверждается Росавиацией).
Но это может сработать, конечно, лишь в отечественных аэропортах. Как защитить интересы россиян за границей, пока неясно. Минтранс совместно сРоспотребнадзором и МИДом должны сформировать предложения к январю 2018 года.
На случай будущих банкротств авиакомпаний планируется создать внебюджетный источник для исполнения их обязательств перед пассажирами. Подробностей в плане нет, но они ожидаются уже к концу текущего года. Вероятно, речь идет о фонде, в которыйавиакомпании будут обязаны отчислять определенную сумму с каждого проданного авиабилета – по аналогии с компенсационным фондом«Турпомощи».
Итак, размах серьезный. Руководители государства явно более не намерены в ручном режиме разруливать ЧП с перевозчиками, выделять на вывоз их клиентов бюджетные средства и самолеты президентского авиаотряда.
Источник!