Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:26, 22.09.2024

«Подобного еще не было в России». В Смоленске начнут денацификацию европейского мышления

Александр Щипков: Смоленск — особый город в истории России, он входит в четверку самых мистических с военной точки зрения городов России

Предполагалось, что это интервью с российским политическим философом Александром Щипковым будет целиком посвящено уникальному Форуму «Русский мир против нацизма», который пройдет в Смоленске. Но разговор получился шире — о либерализме и нацизме, о воспитании студентов, о метафизической военной судьбе Смоленска и о Татьяне Щипковой, памяти которой посвящен Форум.

«Татьяна Щипкова пострадала на излете 1970-х — в начале 1980-х годов, когда как будто бы уже и не было никаких гонений, когда самые грозные кровавые гонения 20-х, 30-х, 40-х годов, когда тяжелейшие для Церкви нашей гонения времен Хрущева прошли. Многим казалось, что все закончилось. Но закончилось только для тех, кто находился в узких рамках некоего религиозного гетто, определяемых властью. А те, кому было тесно в этом гетто, кто хотел большего, кто хотел больше знать о своей вере, кто хотел распространить влияние православной веры на общество, на народ, для тех гонения продолжались.

Татьяна Николаевна как раз и относилась к числу тех людей, которые не хотели жить в религиозном гетто. Будучи преподавателем здесь, в тогдашнем педагогическом институте, занимаясь филологией, латинской, французской филологией, историей французской литературы, она умела во время лекций передавать знания о вере, о христианской традиции, о Евангелии тем, кто ее слушал. И с каким же вниманием ее слушали! Я знаю тех людей, я застал их, будучи еще митрополитом Смоленским, которые от нее впервые почерпнули какие-то знания о вере. И этого было достаточно для того, чтобы она была арестована, лишена звания кандидата филологических наук и три года провела в лагерях в далеком Уссурийском крае», — из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии открытия в Смоленске мемориальной доски памяти Татьяны Щипковой (2012 г.).

Форум по защите традиционных ценностей «Русский мир против нацизма», который пройдет в Смоленске 25 сентября, носит имя Татьяны Николаевны Щипковой. Отмечу сразу, что аналогов данному мероприятию еще не было — ни по целям, ни по масштабам задач, которые стоят перед Форумом.

Это будет не просто «высокое собрание» политиков, ученых, профессуры столичных вузов, аналитиков и публицистов, представителей научных и общественных кругов России и Белоруссии, не просто конференция, которая пройдет для того, чтобы обозначить проблему и привлечь к ней внимание. Форум в Смоленске даст старт очень непростой работе по выработке рекомендаций по денацификации европейского мышления и механизмов противостояния нацизму.

Накануне проведения этого знакового для всего Русского мира мероприятия мне удалось встретиться с одним из организаторов Форума — заместителем Главы Всемирного русского народного собора, ректором Российского Православного университета св. Иоанна Богослова, нашим земляком, сыном Татьяны Николаевны Щипковой — Александром Щипковым.

— Александр Владимирович, что вы чувствуете, когда приезжаете в Смоленск? Задаю этот вопрос, потому что как раз на период жизни в Смоленске выпали самые непростые для всей вашей семьи испытания. Какая первая эмоция возникает?

— Смоленск для меня всегда связан с чувством радости. Так чувствует человек, который возвращается домой. Здесь я ходил в детский сад, учился в 7-ой школе имени Н.М. Пржевальского, затем в педвузе — вся моя юность, мое становление связано со Смоленском. Поэтому, когда я приезжаю сюда, у меня единственное чувство — чувство радости. В церковь я пришел, будучи смолянином. Мой первый храм — это Смоленский Успенский кафедральный собор, у меня до сих пор есть там своё любимое место в южном приделе. В Смоленске я создал семью, здесь родился мой старший сын. Второй сын в Сафонове родился. Со Смоленском у меня связаны самые светлые и теплые воспоминания, несмотря на ряд проблем, которые сопровождали нашу семью здесь. Со Смоленщиной у меня теснейшая связь.

— Как вы пришли к вере? Это мама на вас оказала влияние?

— И да, и нет. Мы шли параллельно — каждый своим путем. Мы жили вдвоем на Дзержинского 23/1, в общежитии пединститута. Студентов там было мало, в основном преподаватели, молодые «шестидесятники», приглашенные в Смоленск из Москвы, Киева, Кишинева или как мы с мамой — из Ленинграда. Мы жили в 50-й комнате, а в 49-й жили Баевские, они с мамой дружили, помогали друг другу. Через это общежитие прошло целое поколение смоленских филологов, математиков, биологов, художников, людей которые очень много сделали для нашего города. Когда-нибудь оно будет увешано мемориальными досками…

— Мы сегодня будем говорить о вашей маме, Татьяне Николаевне Щипковой, в связи с тем, что Форум «Русский мир против нацизма» носит ее имя. И вспоминая ее, важно отметить, что она воспитала несколько поколений смоленских студентов, оказала большое влияние на их нравственное становление (за что, собственно, и была репрессирована). В чем секрет ее наставнической деятельности?

— Её подход к воспитанию студентов состоял в том, чтобы научить их самостоятельно думать и научить отличать доброе от дурного, объяснить им основные нравственные понятия — что такое любовь, что такое жалость, что такое долг, что такое кротость, что такое честь, что такое смирение, что такое справедливость, что такое подвиг и так далее. Это очень непростые понятия, овладеть ими без учителя непросто. Она делала это на примере французской классической литературы. Обсуждали (естественно по-французски, ведь это были языковые занятия) поступки героев Гюго и Флобера с нравственной точки зрения.

Необходимо сказать об одной чрезвычайно важной особенности её отношения к людям. Она не выносила того, что мы сегодня называем социальной сегрегацией или социальным расизмом. Тогда таких понятий в обиходе не было, но явление существовало. Про этнический расизм, про антисемитизм мы знали, а про культурный или социальный расизм и не слышали. К примеру, преподаватель говорит своим студентам: «Как?! Вы не знаете, что такое сандрик? Какой позор! Вы не читали Томаса Пинчона? Какой позор!» Упоение профессора своим превосходством над студентом и есть культурный расизм. Для моей мамы подобное поведение было омерзительным. Студент и по образованию и по статусу заведомо ниже преподавателя, а слабому нужно помогать, а не унижать его. Это один из главных принципов Евангелия, о котором мама рассказывала своим ученикам.

Татьяна Николаевна прямо говорила о недопустимости любой градации или сегрегации, говорила, цитируя Евангелие, что нет ни эллина, ни иудея. Это была очень серьезная прививка от расизма и нацизма. Она воспитывала и собственным примером.

Старожилы смоленского университета помнят историю, в которой фигурировал Борис Масис, преподаватель кафедры французского языка. Еврей из Кишинёва, после войны работал (переводчиком) с пленными в НКВД, защитил кандидатскую про отглагольные существительные в романских языках. С моей мамой они общались на румынском языке. Он был ярким человеком. И вот где-то в 1970-м году Масис подаёт заявление на выезд в Израиль. Большой политический скандал. Его увольняют из института. Одновременно проходит факультетское собрание, на котором голосуется обращение в ВАК (высшая аттестационная комиссия) о лишении Масиса ученой степени. Идет голосование, и все поднимают руки «за». Кроме моей мамы. Подняли руки все — и русские, и евреи, и молдаване. Осуждать их невозможно, время было такое в России – бесправное. Но историю не изменишь. Татьяна Щипкова была единственной, кто мужественно проголосовал против лишения ученой степени по политическим мотивам. Маленькая хрупкая женщина, ростом 153 сантиметра, и 33-ым размером обуви. Позже, уже на «зоне» ей никак не могли найти кирзовые сапоги такого размера…

— После этого у нее начались неприятности?

— Тогда это прошло относительно гладко. Единственное, мы должны были получать квартиру в микрорайоне Поповка (мы к тому времени уже 10 лет прожили в общежитии), и я даже ездил очищать нашу будущую квартиру от строительного мусора. Но всё отменилось. Таково было наказание. И мы еще четыре года прожили в общежитии. Дольше нас никто там столько не жил. Но дело не в наказании, а в неуклонной нравственной позиции. Масиса покинули все. Татьяна Щипкова была очень последовательна. Для неё, человека русской христианской культуры, антисемитизм был неприемлем по определению, но её нравственное кредо было много глубже, чем только неприятие антисемитизма. У нее была непримиримая позиция по отношению к любого сорта сегрегации, расизма и социальной несправедливости.

По иронии судьбы мама и сама, спустя несколько лет, прошла ту же самую процедуру голосования о лишении её ученого звания кандидата филологических наук…

Когда после суда, 7 января 1980-го года (заметьте — на Рождество) ее привезли в тюрьму на Красной Пресне, к ней тут же приехали «люди в штатском» и сказали: Татьяна Николаевна, мы прекрасно понимаем, что ваше уголовное дело шито белыми нитками, и вы сегодня же вечером можете оказаться дома. Для этого только нужно написать на такого-то священника, на такого-то священника соответствующие заявления. Как вы уже догадались, она этого не сделала. Татьяна Щипкова — исповедница православной веры. Поэтому совсем не случайно Святейший Патриарх Кирилл лично приезжал в Смоленск в 2012 году на открытие мемориальной доски, на которой начертано, что в здании СмолГУ преподавала Татьяна Щипкова, пострадавшая за православную веру в годы гонений. В 2019 году мама была полностью реабилитирована. Посмертно. Соответствующие документы были переданы в архив Смоленского университета.

— Александр Владимирович, предстоящий Форум «Русский мир против нацизма» назван именем Татьяны Щипковой очевидно совсем не случайно?

— Не случайно. И не только потому, что он будет проходить в Смоленске, на базе нашего университета. Как я уже сказал, мама была непримиримым борцом с любым проявлением сегрегации — духовной, интеллектуальной, социальной. А сегрегация — это фундамент нацизма. Природа нацизма и фашизма — это сегрегация. Любая. Это первый шаг в сторону нацизма. И здесь мы должны быть чрезвычайно внимательны, в первую очередь, к себе. Вспомните, еще не так давно казалось, что нацизм в нашем государстве невозможен, ведь мы победили его в 1945 году. А вот наступает 2014 год и территория с огромным числом русских людей оказалась под влиянием нацистской идеологии. И во власти этой идеологии оказались не только какие-то головорезы в татуировках, а и киевская гуманитарная профессура. Ученые, с которыми мы в 1990-е годы на конференциях вместе выступали, статьи которых мы печатали в московских престижных научных журналах по их просьбам. Нацизм сегодня — это устойчивое мировоззрение их интеллектуальной элиты, заразное как вирус. Поэтому опыт таких людей, как Татьяна Николаевна, чрезвычайно важен. Необходимо внутреннее абсолютное неприятие сегрегации.

— Может ли Россия подцепить этот вирус нацизма?

— Мы должны понять механизмы зарождения этой идеологии, чтобы не допустить ее распространения в России. Украина — это же следствие. Источник нацистского мышления — в Европе и США. Поэтому мы на нашем Форуме ставим вопрос о методах денацификации европейского мышления. Подчеркиваю — именно европейского.

— А способ уничтожения — победа в войне? Мы же не можем их перевоспитывать отсюда.

— Можем. Победа — это вопрос демилитаризации. А первый шаг на пути денацификации — определить и описать источник. Источник в Европе, Великобритании и США. Второй шаг — думать о том, какие есть способы денацификации. Есть правовые. Одна из секций Форума «Русский мир против нацизма» называется «Юридические пути денацификации Европы». Её ведёт известный российский юрист, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Михайлович Кропачев. Приедут известные правоведы, юристы, будут участвовать прокуроры, у которых есть опыт проведения судебных дел, связанных с признанием геноцидом действий фашистов на территории Смоленщины и Ленинградской области. Отдельная секция будет посвящена обсуждению истоков нацистского мышления. Природа нацизма в сегрегационной, расистской идеологии. А сегрегация может быть разная: политическая, экономическая, культурная, социальная, этническая, религиозная. Всё это нужно рассматривать в комплексе. Изучать, как это происходило в Европе. Нужно писать научные работы, которые изучали бы причины возникновения этой идеологии в Европе. Одна из задач Форума — сделать шаг в эту сторону.

— Форум «Русский мир против нацизма» проводится по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. С чем связано внимание Предстоятеля нашей Церкви к этой проблеме?

— Патриарх Кирилл уделяет внимание социальным процессам с точки зрения духовной и нравственной. Он говорит, что без веры и жизни по вере невозможно правильно выстраивать социальные отношения между человеком и властью, между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями и так далее. А в основе всего лежат отношения человека и Бога. Социальные отношения — это производное от культуры народа. А культура — это производное от религиозной традиции народа. Поэтому Святейший благословил участие в смоленском форуме управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Григория и своего экзарха в Белоруссии — митрополита Минского и Заславского Вениамина. То есть Церковь представлена на самом высоком уровне. Вместе с владыкой Вениамином едет целая делегация белорусских интеллектуалов, доклады которых мы услышим на Форуме. Глава смоленской митрополии владыка Исидор будет не только выступать, но и вести одну из секций.

— Наверняка немало подобных мероприятий с участием гостей столь же высокого церковного, научного и политического потенциала проходит в стране. В чем уникальность смоленского Форума? Или он станет «одним из многих»?

— Вы правы. Много мероприятий проходит в Петербурге, в Москве, в других российских городах, посвященных этой теме. И это очень нужно. Но часто антифашистские форумы преследуют одну единственную цель — обозначить негативную позицию россиян к этому явлению. Не спорю, это нужные политические акции. Но сегодня этого недостаточно, мы должны сделать следующий шаг. Нужен системный научный подход к решению поставленной задачи по денацификации.

— Почему местом проведения Форума «Русский мир против нацизма» выбран Смоленск?

— Всемирный русский народный собор принял решение проводить это мероприятие в Смоленске и именно 25 сентября — в День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Здесь важно всё — и место, и дата.

Смоленск — форпост России, город-ключ. Город не только исторической значимости, но и метафизической. Смоленск — щит России. Ребенку, который вырос в Смоленске, вообще ничего не надо объяснять. Достаточно жить среди памятников, которые связывают нас со всеми предшествующими героическими эпохами. Место проведения Форума «Русский мир против нацизма» было предопределено. Мы подробно обсуждали с Василием Николаевичем Анохиным концепцию форума, и я благодарен губернатору, который не только поддержал идею проведения форума в Смоленске, но и предложил дату проведения — 25 сентября.

— Правильно ли я понимаю, что предстоящий Форум в Смоленске — это история не про то, чтобы просто собраться и осудить нацизм? Работа Форума должна иметь практическое значение — выработать механизм преодоления нацистского мышления.

— Да. Подобного еще не было в России. Мы хотим подойти к вопросу системно. Необходимо выработать конкретные рекомендации по борьбе с этим явлением. Понятно, что мы не сможем решить проблему в одночасье. Так не бывает, это очень серьезная интеллектуальная, научная и духовная работа. Но мы будем это делать. Понадобится — и на следующий год соберемся здесь же, в Смоленске, за год много хороших мыслей придет в голову. Открою секрет: кроме спикеров приедут люди, которые не будут выступать на Форуме, но которые будут работать с авторами, внимательно слушать все выступления. И не важно, это будет смоленская профессура, чиновники из Москвы, или реплики студентов с мест. Будет вестись серьезная работа по поиску мыслей и отцеживанию тезисов. Иногда бывает, что небольшая реплика одного человека может дать толчок к развитию серьёзной мысли. То, что будет проходить 25 числа, это будет своего рода попытка коллективного думания. Когда все погружаются в одну проблему и выдают важные мысли. Именно такую задачу организаторы Форума ставят перед собой. У нас четыре секции будут работать, две я уже назвал. Третья секция будет посвящена вопросу «Как победить нацизм», её ведут Петр Толстой и Мария Бутина. Четвертая – «Пресса против нацизма». Её будут вести Александр Коренников («Парламентская газета») и Анна Шафран (ТК «Звезда»). Заключительная часть работы Форума — пленарное заседание, которое пройдет в КВЦ Тенишевых. Там мы попытаемся подвести итоги. Такая непростая задача перед нами стоит, но я надеюсь, с Божией помощью, всё состоится. Повторю, Смоленск — особый город в истории России, он входит в четверку самых мистических с военной точки зрения городов России: Санкт-Петербург, Севастополь, Сталинград, Смоленск. Это города, которые невозможно победить, благодаря которым невозможно опрокинуть Москву и победить всю Россию.

— В вашей научной монографии «Незавершенный нацизм» вы пишите: «Мы живем в эпоху больших перемен, происходит глобальная смена идеологии в мире». Далее вы говорите о том, что эпоха либерализма заканчивается. Однако, глядя на происходящее сейчас на Западе, сложно в это поверить, создается ощущение, что в мировом масштабе либерализм и нацизм как раз на взлете.

— Нацистская идеология очень живучая. И да, нацизм напрямую связан с либерализмом, он из него проистекает. В России, кстати, либерализм не в 1991 году появился, а гораздо раньше, примерно с хрущевской оттепели это явление получило распространение. 1991-й год — это пик либерализма, с двухтысячных он пошел на спад. Это что касается России. Но и в остальном мире тоже достаточно скоро от либерализма ничего не останется. Они идут к тому своим путем — путем саморазрушения. И на фоне этого саморазрушения у них произошел всплеск нацификации сознания. Этот всплеск ни что иное, как агония либерализма. И, конечно, мудрость Владимира Путина состоит в том, что он прямо очертил путь России как путь традиционализма. Россия сейчас находится в процессе перехода от либерализма к традиционализму. Очень сложный идеологический процесс. И, естественно, мировое жало нацизма направлено на нас, на Россию. Это вопрос выживания. Вопрос существования русской цивилизации.

— Александр Владимирович, спасибо большое за то, что нашли время на эту беседу.

— Всегда рад общению и ждем вас, Светлана Николаевна, и всех смоленских коллег-журналистов на нашем Форуме.

Беседовала Светлана Савенок

просмотров: 217

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.