Что такое Причастие, зачем мы участвуем в этом священнодействии, к чему или кому мы причастны и как не упустить духовную значимость этого Таинства – об этих вопросах мы поговорим в нашей статье.
В конце материала мы представим текст, который должен изучить каждый, кто считает себя православным христианином. Об этом пишет «Телеканал Краснодар«.
Понимание термина
Слово «причастие» в буквальном смысле означает стать частью чего-то или причастным к чему-то. В контексте Православной Церкви речь идет об участии верующих в Таинстве Евхаристии, или литургии, которое является центром церковного богослужения.
Термин «Таинство» в данном случае обозначает событие, которое реально происходит, но не может быть полностью объяснено человеческим разумом. Это явление превосходит привычные для нас категории существования, и мы не можем его полностью постижимо, задокументировать или подвести под научные выкладки. Это похоже на неуловимый бозон Хиггса, о котором начали говорить в 1964 году, но обнаружить его удалось лишь в последние годы. Так и семь Таинств, имеющих место в Церкви, можно понять лишь в вечности, за пределами нашего времени.
Евхаристия, происходящая от греческого «благодарение», представляет собой акт благодарности Богу, когда, объединяясь вместе и прощая друг другу обиды, мы имеем возможность прикоснуться к Божественному и стать частью Него.
Происхождение и процесс Причастия
Это Таинство было установлено самим Господом Иисусом Христом незадолго до Его предательства, распятия и воскресения. Сцена Тайной вечери, где Христос делится хлебом и вином с учениками, была запечатлена в бесчисленных произведениях искусства, среди которых особенно известна картина Леонардо да Винчи.
На этой Тайной вечере Иисус, зная о своей Искупительной Жертве, провозгласил, что хлеб и вино представляют Его Тело и Кровь. Он сказал:
«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал Своим ученикам со словами: Возьмите и ешьте, это Мое тело. Затем Он взял чашу, поблагодарил за неё Бога и, подав им, сказал: Пейте из неё все. Это Моя кровь Нового Завета, проливаемая за многих людей для прощения грехов» (Евангелие от Матфея 26:26-28).
Господь повелел проводить Причастие именно так, и в апостольской общине это действо происходило с молитвенным воспоминанием Его слов. Со временем духовно опытные и признанные Церковью святые стали составлять молитвы и порядок богослужений, что привело к созданию Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста, которая практикуется и сегодня.
К концу литургии священник выносит чашу, содержащую Тело и Кровь Христовы, и по Божьему милосердию предлагает ее верующим под видом хлеба и вина.
Все, кто готовился к Причастию и исповедовался, подходят к священнику, который предлагает им причаститься с помощью специальной ложечки, известной как «Лжица».
Зачем нам Причащаться?
Если Крещение вводит человека в дом Божий, то Причастие на духовном уровне преображает нашу сущность. Это Таинство является наиболее эффективным средством для обожения человеческой природы и наделяет верующего качествами богоподобия, среди которых — вечная жизнь. Христос связывает Причастие с вечной жизнью, как подчеркивает апостол Иоанн Богослов:
«Я – хлеб жизни… Если вы не будете есть Тела Сына Человеческого и не будете пить Его Крови, то в вас не будет и жизни. Каждый, кто ест Тело Мое и пьет Кровь Мою, имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Евангелие от Иоанна 6:48, 53-56).
Не причащаясь, мы отказываем Богу в праве стать частью нас, тем самым лишая себя вечной жизни, ожидающей нас после всеобщего воскресения мертвых.
Как сохранить связь с Богом после Причастия?
В Таинстве Причащения верующий получает благодать Святого Духа — особую силу, которую Бог дарует человеку. Эта благодать может проявляться в различных дарах, таких как мудрость, любовь, терпение и духовная радость. Чтобы сохранить эту благодать, важно вести праведный образ жизни и следовать Божьим заповедям. Когда мы согрешаем, мы отталкиваем Бога от себя, и Он уходит из нашей жизни.
Чтобы продлить благодать, полученную в Таинстве Причащения, рекомендуется провести этот день в уединении, вдали от искушений. Лучше всего провести его в кругу близких, за чтением Священного Писания или духовной литературы, а также совершая дела милосердия.
В заключение, каждый, кто считает себя христианином, должен ознакомиться с текстом, принятым на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви в 2015 году «Об участии верных в Евхаристии». Это позволит получить всю необходимую информацию о Причастии.