22 сентября в рамках конкурсной программы «Смоленского ковчега» театр показал спектакль по классическому произведению Федерико Гарсия Лорки «Дом Бернарды Альбы».

Больше 2 тысяч километров разделяют Орск и Смоленск, но в этом году это не самый удаленный участник фестиваля. В день закрытия «Смоленского ковчега» будет театр из Алматы — этим участникам и реквизиту для предстояло преодолеть вдвое больше.

В 2016 году театр уже участвовал в «ковчеге» с «Веселой историей о грустных зомби» — спектакль тогда взял приз зрительский симпатий, и запомнился нестандартным подходом к постановкам. Спустя 8 лет актеры вернулись с новой версией знаменитой пьесы испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки. Вот уже почти 80 лет она не сходит со сцены и киноэкранов — ее воплощали в жанре драмы, оперы, мюзикла, танцевального спектакля.
Орский театр представил постановку с элементами пластического перфоманса, отойдя в конце от классического завершения истории.

В исходном тексте благородная донья Альба, мать пятерых дочерей от 20 до 39 лет, «держит лицо» перед маленьким городом: никто не знает, что у них происходит внутри поместья. Мать ограничивает дочек от выхода в свет, не торопит отдавать замуж, ожидая выгодной партии, а то и вовсе запирает внутри дома на восемь лет в знак траура по погибшему отцу.

Дочки, уставшие от строгости матери и явно скучающие по мужскому вниманию, то и дело обсуждают возможные «партии» — один из них Пепе Эль Романо. По ходу спектакля выясняется, что этот парень хоть и нравится младшей и средней дочери, флиртует с ними, но сватается к старшей из-за ее наследства.
Старшая дочь, Ангустиас, получила большую сумму денег от своего отца, первого мужа доньи Бернарды. Второй муж не был так богат и последней оставил другим четырём дочерям небольшое приданное.

Сестры завидуют скорому браку Ангустиас, а младшая дочь Адела так и вовсе впадает в отчаяние — ее ухажор, возлюбленный и, как потом оказывается, любовник выбрал другую.
Нарастающее напряжение в семье приводит к большой ссоре, в течение которой многие тайны становятся явными. После новости о том, что горожане пытали молодую женщину, которая родила и убила незаконнорожденного ребенка, Адела от страха и безвыходности решается на самоубийство.
Здесь и есть небольшое расхождение с исходной историей от Лорки. Если в книге Адела решила повеситься, движимая мыслями о том, что мать для сокрытия позора пристрелила Пепе, то в спектакле ей хватило одной лишь мысли, что возлюбленный выбрал другую и мать теперь не даст нормальной жизни.


Самый трогательный момент в спектакле наступает в конце — мать, узнав о «позоре» младшей дочери (романе с Пепе, будущим мужем старшей сестры) — будто бы отрекается от нее, сохраняет непроницаемое лицо и просит сказать горожанам, что дочь умерла невинной. В то же время, она подходит к ботинкам младшей, скинутым перед самоубийством, обнимает и укачивает их как маленького ребенка.
Внешние приличия и репутация сохранены, но семья разрушена.



Спектакль был щедро награжден апплодисментами публики. После традиционного поклона от актеров режиссера театра наградили дипломом участника IX театрального фестиваля. О том, стал ли спектакль победителем конкурсной программы, станет известно 27 сентября, в день закрытия «Смоленского ковчега».



Больше фотографий в нашей группе ВКонтакте
Справка
IX театральный фестиваль проводится раз в два года, и на этот раз его участниками стали 12 театров из России, Республики Беларусь и Казахстана. Узнать подробную программу и купить билеты на другие спектакли можно на сайте Смоленского государственного академического драматического театра им. А.С. Грибоедова.