Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

12:42, 27.09.2024

«Последний звонок» или как успешно противостоять телефонным мошенникам: эксперт ВСК открывает секреты

Социальная инженерия за последние годы становится все более серьезной проблемой – регулярно сотни россиян становятся жертвами мошенников, добровольно передавая им миллионы рублей. Причем, все чаще на уловки преступников поддаются люди с высоким доходом – профессора ВУЗов, селебрити. Елена Куперштейн, клинический психолог Страхового Дома ВСК, рассказывает, какие способы манипуляции используют мошенники, и как не стать их жертвой. 

Какими бывают мошенники

Ключевой тезис мошенников – «у меня есть то, что вам нужно». Преступник, прежде всего, пытается заинтересовать жертву, однако способы во многом зависят от его «квалификации». Менее обученные мошенники рассчитывают на эффект массовости – например, обзванивают сотни абонентов, предлагая, например, установить зубные импланты по низкой цене, рассчитывая, что найдется заинтересованный в этом человек. 

Другая ситуация – когда во время «холодного звонка» жертву пытаются изучить и предложить человеку то, в чем нуждается именно он (медицинская услуга, микрозайм и т.д.). Самые серьезные мошенники изучают свою жертву до звонка – просматривают страницу в социальных сетях, изучают поисковые запросы, иногда даже общаются со знакомыми и близкими жертвы. Например, если человек делится картинками домашних животных, ему могут предложить финансово помочь приюту, а если ищет турагентство - уникальное кругосветное путешествие по выгодной цене. 

Как преступники манипулируют сознанием россиян?

Главный трюк мошенников заключается в том, чтобы не дать человеку трезво обдумать услышанное (прием «быстрее-быстрее») – «уникальное предложение заканчивается через 2 минуты и больше такого не будет», «у нас очередь из покупателей за этим товаром» и т.д. Часто злоумышленники пытаются уязвить самолюбие жертвы – «не ожидал от вас такой нерешительности», «буквально все купили этот самовар, а вы настолько глупы, что только у вас его нет».

Не менее действенны и попытки втереться человеку в доверие (прием «понимаешь, брат»). Например, изучив соцсети жертвы, уверенно ссылаться на ее друзей, называя их своими. Неподготовленного человека это поможет расположить к себе. Один из наиболее распространенных методов - запугивание. Мошенники обычно используют серьезные угрозы – рассказывают о попытках взлома банковского счета/аккаунта на госуслугах или заведении уголовного дела. Также злоумышленники комбинируют запугивание с приемами «быстрее-быстрее» и «понимаешь, брат» для наибольшего эффекта. 

Что же делать?

Главный совет для россиян – твердо помнить, что любой звонок - не «последний». То есть человек всегда может перезвонить самостоятельно после обдумывания предложения или попросить связаться с ним позднее. При соблюдении этого простого правила потенциальную жертву будет значительно труднее застать врасплох.

Если вы заподозрили, что звонок поступил от мошенника - попытайтесь сбить его с толку. Например, отвечайте невпопад. Пример диалога:

- Это Олег Иванов?

- Нет

- А кто?

- Иван Олегов

Также эффективный метод противостоять мошенникам – попросить оставить номер для того, чтобы перезвонить позднее. Злоумышленники звонят с подменных номеров, и перезвонить им не получится. А вот добросовестный собеседник легко оставит свой телефон или добавочный номер, если звонок поступает из колл-центра. 

«Чтобы не попасть врасплох, попробуйте поставить в неловкое положение самого потенциального мошенника. Общайтесь активно, перехватывайте инициативу в диалоге, задавайте вопросы, лучше на отвлеченные темы. Если в результате окажется, что звонок был не от преступника - ничего страшного. Максимум вреда от этого - если звонящий решит, что у вас странное чувство юмора. Достаточно будет просто с ним объясниться. Также можно избежать риска стать жертвой мошенников, если попросить перезвонить позднее. Чаще всего преступники этого не делают, особенно при массовых обзвонах. То есть главное, что необходимо запомнить – что поступающий звонок не последний», - отмечает Елена Куперштейн, клинический психолог Страхового Дома ВСК

 

 

Источник: Полезные связи
просмотров: 23

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.