Исследователи из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова разработали клей, который пригоден для строительства дорог любого подручного материала. Как пишут «Известия», с помощью этого средства можно создавать прочные дорожные покрытия в удаленных районах, куда проблематично завозить тяжелые строительные материалы. Новое связующее соединяет в монолит различные компоненты - пески, супеси, глины, мелкие каменные фракции и крупные булыжники. Благодаря новому материалу можно укреплять берега и насыпи, формировать рельеф ландшафтных парков и благоустраивать террасы на холмах для выращивания сельскохозяйственных культур. «В нашей стране много дорог без покрытия. Причем бывает, что из-за одного короткого отрезка, размытого дождем или талыми водами, такая дорога становится непроезжей. В результате прекращается транспортная доступность целых городов и поселков. Разработка поможет решить эти проблемы», - рассказал руководитель исследований, заведующий лабораторией инженерного материаловедения МГУ, руководитель направления «Биоматериалы» университета «Сириус», профессор Дмитрий Иванов. Ученый отметил, что в России более 1 млн км технических дорог, которые обеспечивают проезд к научным станциям, фермерским хозяйствам, туристическим базам и другим объектам. Такие трассы сопровождают линии электропередач и нитки газопроводов. «Наш клей позволяет строить и ремонтировать дороги минимальными средствами, без привозного материала. Это в разы снижает стоимость работ. При этом расход материала - относительно небольшой, - пояснил Дмитрий Иванов. Он добавил, что разработка представляет собой растворенные в воде полимерные частицы микронного размера, которые смешивают с грунтом. В результате после высыхания воды образуется плотный блок из сцепленных друг с другом фрагментов почвы. Прочность покрытия будет зависеть от количества связующего и толщины пропитанного им грунта. Например, чтобы оно выдерживало легкий автомобиль, нужно обработать пласт глубиной 40-60 см. По словам ученого, также клей позволит производить оперативный ремонт дорог общего назначения. Вместе с тем при определенной модификации состава связующего можно построить дорогу, которая сама биодеградирует через некоторое время после того, как в ней отпала надобность.