Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:54, 18.01.2022

Высокоточную систему управления судном разработали в СевГУ

Работу, посвященную созданию системы высокоточного локального позиционирования, предназначенную для организации автоматического, безэкипажного хождения судов по заданному фарватеру, а также их автоматического причаливания, разработали в рамках внутреннего гранта в Севастопольском госуниверситете.

Как пояснил руководитель проекта, профессор кафедры «Электронная техника» СевГУ Игорь Широков, принципиальное отличие от существующих систем навигации — высокая точность устройства.

«Точность стандартных спутниковых навигационных систем хороша для того, чтобы сказать где находится судно, в какой точке земного шара, куда оно движется, но совершенно не годится для того, чтобы осуществить проход в „узкостях“, сложном фарватере, там, где точность должна измеряться не десятками метров, а десятками сантиметров, или даже миллиметров, то есть должна быть на два-три порядка выше, иначе невозможно осуществить высокоточную стыковку судна с причальной стенкой, пройти с точностью до миллиметра по фарватеру. Ярким примером может служить недавняя авария в Суэцком канале», — рассказал Широков.

Тематика диссертационных и научных исследований, предшествующих разработке, посвящена построению фазовых радиотехнических систем. Это малораспространенная технология, поскольку сложность ее работы, выделения и получения информации высока. Большинство исследований идет по пути аналоговых сигналов, в связи с чем теряется точность.

«Продвигаемый мной гомодинный* метод преобразования сигналов позволяет построить фазовую радиотехническую систему, что открывает путь для использования относительно простого оборудования с высокими метрологическими характеристиками. Это и есть ноу-хау, которое выгодно отличает разрабатываемые нами системы от всех существующих аналогов», — пояснил Широков.

По словам ученых, в мире еще не существует таких систем, но есть аналоги.

«Отличительная особенность метода в том, что один и тот же комплект оборудования может обслуживать одновременно несколько судов. То есть оборудование, стоящее на берегу, работает одновременно со всеми судами, находящимися в зоне радиовидимости. Радиус зоны — 2-3 километра. А оборудование, которое стоит на судне, видит сразу все транспондеры и со всеми работает», — рассказал Широков.

Сейчас ученые работают над тем, чтобы увеличить энергетику и повысить дальность сигнала. Также существуют ограничения по работе на одной частоте. Эти отдельные задачи ученые будут решать в перспективе.

Интересующихся проектом заказчиков много. Уже ведутся переговоры с Севастопольским морским торговым портом, Новороссийским портом, а также в системе заинтересованы судостроители. Ученые планируют, что система будет использоваться не только в России, но и за рубежом.

Справочно: гомодинный метод приема — метод приема телеграфных и телефонных сигналов, передаваемых по радио или по проволоке (высокой частотой), в котором процесс детектирования принятых токов высокой частоты совершается с помощью наложения колебаний токов от местного гетеродина с частотой, в точности совпадающей с несущей частотой сигнала.

просмотров: 306

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.