«Сложно говорить о плюсах и минуса нового федерального закона о контрактной системе, пока он не заработает в полную силу», — заявил директор департамента поддержки предпринимательских структур Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Сергей Стешов, комментируя вступление в силу закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на совещании 4 февраля.
Главное нововведение федерального закона № 44 заключается в том, что заказчики должны закупать товар у малого бизнеса в размере не менее чем 15% от общего годового объема в денежном выражении.
Но есть вещи, которые сложно претворить в жизнь, 15% — это цифра совершенно нереальная, потому что она считается от совокупного объема закупок, куда входит и оборона, и естественная монополия — те сферы, куда малому предпринимательству, естественно, не проникнуть. А в 94-м законе было четко написано, что от 10% до 20% от объема закупок, перечень которых формировался правительством РФ, то есть в итоге получается, что от общего объема закупок мы на самом деле наберем не 15%, а 3-4%», — рассказал Сергей Стешов.
Однако, по словам депутат Законодательного собрания Сергея Зуденкова, в законе есть и положительные стороны. В старом ФЗ было ограничение для малого бизнеса (не менее 10% и не более 20% общего годового объема поставок товаров и услуг), а в законе № 44 написано «не менее 15%». То есть, раньше на долю представителей малого бизнеса в основном приходилось не более 10% госзакупок, а сейчас эта доля не может быть менее 15%, но может быть больше.
«Нужно понимать, что закон только начинает свою работу, и практики по его применению пока нет. Наверняка еще какие-то минусы выявятся в процессе работы над законом. Закон нуждается в тщательном исследовании и доработке. Мы в режиме ежедневной работы будем отслеживать, как применяется закон, и будем исправлять нюансы, в которых закон противоречит сам себе», — подчеркнул Сергей Зуденков.