Депутат Вадим Рогожин беседовал с учителями школ Базарно-Карабулакского района об изменениях в системе обучения в школах
Депутат Саратовской областной думы Вадим Рогожин встретился с учителями школ Базарно-Карабулакского района. На круглый стол пришло более 20 учителей школ района. Целью собрания было выяснить, стало учителям легче или тяжелее после изменений в системе среднего образования, которые внедряются с прошлого года. В самом начале встречи Рогожин предложил честный и откровенный разговор на любые животрепещущие и волнующие учителей темы и проблемы. Беседа такой и получилась.
Учебников не хватает
В стране принята новая единая программа обучения, и в связи с этим возникает вопрос с обеспеченностью школ новыми учебниками, все ли ученики обеспечены учебной, а учителя методической литературой, и если нет, то в какой степени. Министерство образования области ответило депутатам облдумы, что все школы Саратовской области обеспечены учебными материалами на 100%, чему парламентарии не поверили. Это обсуждалось на «нулевых чтениях» проекта бюджета на 2025 год. Поэтому народные избранники хотят знать от самих учителей, как на самом деле обстоят дела с укомплектованностью школ учебниками.
Учителя на встрече сказали, что раньше укомплектованность учебниками, в частности, сельских школ была практически 100%-ная, так как количество учеников в них небольшое. Но сейчас, особенно в крупных школах, испытывают недостаток учебников. Оценки обеспеченности колеблются в районе 70-85% от необходимого комплекта. Каждая школа самостоятельно решает, какие учебники заказывать и в каких количествах. Проблема в том, что выделенного школе лимита на весь комплект не хватает, а сами учебники сейчас очень дорогостоящие и выпускаются в 2-х частях. Это объясняется тем, чтобы ученик не носил с собой в рюкзаке тяжелые учебники, а брал только текущую часть. На практике это приводит к удорожанию учебников, когда каждая часть стоит до 800 рублей.
При формировании набора учебников школы руководствуются своим порядком: в первую очередь идет полное обеспечение учебниками начальных классов, затем по основным базовым предметам (русский язык, математика, история), а вот неосновные предметы, как биология, ОБЖ, английский язык, которые проходят 1-2 раза в неделю, провисают в обеспеченности.
Раньше, когда существовало множество программ, учитель сам мог выбирать, по какой программе и, соответственно, по какому учебнику проводить занятия. Сейчас все регламентировано: программа единая для всех и учебники единые, что сильно облегчает работу учителей.
Они выходят из положения, скачивая недостающие учебники и пособия из электронных библиотек на планшеты и компьютеры учеников. Сейчас все школы района обеспечены доступом в интернет, правда, не всегда с удовлетворительной скоростью. Но скачать по ссылке нужный учебник могут все.
Здесь Рогожин сказал, что не приветствует использование электронных учебников. Это неудобно, это абстрагирует ученика, который и так мало читает книг и постоянно сидит в Интернете. А тут его заставляют еще и учебники читать на компьютере.
Школы пытаются лавировать комплектами и единичными учебниками, перераспределяя их между собой в зависимости от количества учеников в классах. Но некоторые учебники все же родителям приходится докупать самим. Либо в книжных магазинах, либо у учеников старших классов бывшие в употреблении, что, естественно, гораздо дешевле новых.
Таким образом, минобраз считает, что все школы и ученики полностью укомплектованы книгами. На самом деле, государство в лице министерства образования Саратовской области не обеспечивает в полной мере примерно 20% учеников учебниками.
На «нулевых чтениях» заместитель министра сообщила, что новые учебники по некоторым предметам не выпущены. Типографии их не печатают. Это не подтвердили учителя. Они говорят, что все необходимые учебники по новой программе можно купить сразу или заказать в книжных магазинах. Родители покупают их, значит, и типографии их печатают.
Загруженность учителей
Большое оживление вызвал вопрос о загруженности учителей, помимо основной программы, дополнительными мероприятиями, в частности, различными диктантами и портфолио.
По СМИ и соцсетям распространено письмо одной недавно ушедшей на пенсию учительницы, которая жалуется на огромное количество никому не нужных диктантов на различные темы, которые перегружают учеников и учителей. Внепрограмные диктанты по разным темам, например, этнографические, действительно, постоянно проводятся. Но, по уверениям учителей, все они носят не обязательный, а рекомендательный характер. Учителя решают сами, проводить их или нет, и отчетов по ним не требуется. Напротив, учителя на круглом столе говорили, что тематические («навязанные») диктанты полезны, т.к. развивают мышление, расширяют кругозор учеников.
Вадим Рогожин задал вопрос о системе портфолио учителей. Насколько они востребованы, обязательны и нужны, и как они влияют на загруженность и оплату.
Общее мнение учителей – портфолио нужно. Его ведение не является обязательным, есть учителя, которые его не делают, так как всем довольны. Но таких единицы. Большинство учителей активно ведут и заполняют свои портфолио. Во-первых, существуют коэффициенты оценки портфолио, на которые умножаются базовые ставки, и это является добавкой к зарплате. Во-вторых, каждый учитель априори является творческой личностью, который учится сам и учит своих учеников. Поэтому он с профессиональной точки зрения должен участвовать в конференциях, конкурсах, выставках, круглых столах, публикациях в сборниках и других мероприятиях, повышающих его компетенции. А это все отражается в портфолио, и оно для учителей необременительно. Школы и учителя сами разрабатывают критерии портфолио. После подсчета баллов за каждое мероприятие они умножаются на коэффициент и высчитывается прибавка к зарплате, исходя из общего стимулирующего фонда. В среднем она составляет около 7 тысяч рублей в месяц. Так что каждый учитель сам добровольно решает, вести ему портфолио, или нет.
Отчетность учителей
Бурное обсуждение вызвал вопрос о различной отчетности, которую должен вести учитель в свободное время. Сложилось устойчивое мнение, что заполнение различных форм и «бумажек» отнимает у учителей много времени и сил, которых не хватает на подготовку к урокам. Как оказалось, все это в прошлом. Сейчас все перешли на электронный журнал, потому что внедрена единая программа обучения. Его вести оказалось просто и не утомительно. Во-первых, учителю не нужно перед каждым уроком идти в учительскую, ждать и забирать классный журнал у другого учителя, который вел занятия с классом. Теперь классный журнал у учителя всегда с собой в ноутбуке. Во-вторых, программа классного журнала построена так, что после внесения всех сведений об ученике, он автоматически выдает всю информацию по классу, как то: оценки, посещаемость, причины пропусков занятий, болезни и так далее.
Раньше итоговые показатели учителя высчитывали вручную, а сейчас с появлением электронного журнала все делается автоматически, что крайне облегчает труд учителя. Прежняя работа, которая раньше занимала дни (вечера), вплоть до половины каникул, сейчас делается по ходу. Система электронных журналов внедрена во всех школах района.
Квалификация учителей
Вопрос повышения квалификации тоже остро стоит для учителей. Была озвучена позиция министерства образования, которая состоит в том, что сельские учителя не желают повышать свою квалификацию и проходить курсы. В результате учителя теряют квалификацию и компетенции, что сказывается на уровне знаний учеников и результатах их экзаменов. Ученики в сельских школах не хотят переходить в 10, 11 классы, потому что панически боятся сдавать ЕГЭ, и предпочитают продолжить обучение в техникумах и училищах. Минобраз считает, что подобное происходит из-за нежелания учителей повышать свою квалификацию.
С этим участвующие в обсуждении учителя в корне не были согласны. Они отметили, что если они ведут портфолио, активно участвуют в различных мероприятиях, то пройти и повысить свою квалификацию для них легко. Тем более, что все свои наработки из портфолио они и так активно применяют для своих учеников. Сейчас Саратовский институт развития образования делает выездные семинары в райцентрах, учителям не надо, как прежде, ехать в Саратов и там жить на время учебы.
Другое дело – аттестация. На нее сельские учителя, действительно, неохотно идут, так как для повышения категории сбор документов крайне забюрократизирован. Нужно собирать за пять аттестационное портфолио. Для аттестации нужно ехать в Саратов, что не всем удобно.
В целом в большинстве случаях выводы минобраза о недостаточной квалифицированности районных учителей неверны.
Нагрузка на учеников
А вот вопрос нежелания многих учеников идти в 10-11 классы и сдавать ЕГЭ более сложный. Все дети разные по своему развитию и потенциалу. И если ребенок объективно оценивает свои возможности, то у некоторых исчезает желание учиться в старших классах и получать, возможно, ненужные ему знания, тратить на это силы. Поэтому это процесс индивидуальный. Не все становятся учеными, большинство выбирают рабочие специальности, тем более, что с каждым годом программы и требования к детям усложнятся, и некоторые дети понимают, что они «не потянут». На учеников взвалили большую нагрузку, которой раньше не было, и она постоянно возрастает.
Учителя жаловались, что вопросы в ЕГЭ с каждым годом усложняются. Причем, в него вставляют непрограммные вопросы, которых нет в учебниках, по темам, обучение по которым не проводилось. Вопросы могут быть непонятными, имеющими несколько правильных вариантов ответа.
Поэтому учителя предлагают, чтобы ученикам, принявшим решение переходить в колледжи и техникумы после окончания 9 класса, сделали экзамены более упрощенными, исходя из необходимого базового уровня. Над этим стоит подумать министерским чиновникам, а не доводить свои методики экзаменов до абсурда.
Разговор о важном. О зарплате
На круглом столе депутат с учителями обсудили также уроки «Разговор о важном», который в обязательном порядке проходит раз в неделю по понедельникам. Учителям эта работа оплачивается, и они охотно ее делают. Тематика уроков определяется всероссийской программой и является единой для всех школ страны. Каждую неделю проходит короткая линейка, а потом дети расходятся по классам, где и происходит урок по тематике уровня каждого класса. Единственным неудобством для учителя является факт, что темы, материалы и ссылки на видео-материалы уроков, виртуальные экскурсии открываются на специальном едином сайте министерства просвещения России, и очень часто это происходит в четверг — пятницу. Учителям не остается времени на подготовку урока к понедельнику и приходится работать в выходные дни. Это проблема общая и, скорее всего, будет устранена по мере обкатки этого проекта. В тематику уроков учителя могут вносить свои дополнительные материалы, связанные с местными особенностями и обычаями, так что и этот процесс является творческим, информационно насыщенным, что очень нравится учителям.
Оживленным было обсуждение зарплат учителей, их формирование. Конечно, зарплату всегда хочется побольше, но учителя отметили, может быть, и не простой, но понятный процесс формирования зарплаты. Существует несколько уровней и критериев, система баллов и коэффициентов, из которых формируется индивидуальная зарплата каждого учителя и доведения его до целевого показателя. Она прозрачна и известна для каждого, как и все надбавки за часы. Все они нормированы, поэтому был сделан вывод, что по большому счету зарплата учителя не зависит от воли директора школы, что вносит в коллективы здоровые профессиональные отношения.
В заключение беседы депутат Рогожин сказал, что получил большой материал для анализа и предложений по улучшению работы школ и учителей. Это база знаний для разговора с руководством министерства по совершенствованию системы и программы образования.
Этой статьей дискуссия не заканчивается. Если у кого-то есть свои замечания и предложения, пишите их на редакционную почту. На основе полученной информации по обратной связи редакция будет готовить новые проблемные публикации.