Нужен проект «Сбережения сельского населения»!
После Дня знаний хочу написать об усугубляющейся проблеме в сельском образовании. На примере одного куста в Вольском районе - сёл вокруг Черкасского.
В рамках оптимизации школу в этом селе сделали центральной, а соседние - ее филиалами. И тут же пошел процесс закрытия сельских школ. Ранее закрыли (официально – приостановили, – наивно надеясь на возрождение) школу в Калмантае. Там осталось меньше 10 учеников. А с этого года закрыли школу в Междуречье. По той же причине. Причем из-за непродуманных правил перевозки детей на школьном автобусе школьников из этого села нельзя возить в школу в Черкасском - слишком далеко, более 20 км. Поэтому их возят в школу в Покровку, которая так же является филиалом черкасской. А то и вовсе остаются на дистанционном обучении. А ведь централизацию делали для того, чтобы сельские ученики могли получать более совершенное образование в центральной школе. В итоге они получают еще худшее образование, обучаясь дома. В таком случае нужно создавать интернаты при центральных школах. В советские времена, когда школы не во всех селах были, школьники жили в интернатах. В том же Черкасском такой был.
Действительно, образование в сельских школах не дотягивает до городских. Да простят меня сельские учителя. Во-первых, там просто не хватает учителей, поэтому физику может вести физрук. И это не фигура речи - потому что корень один, а так бывает на самом деле. В лучшем случае учитель, скажем, русского языка ведет еще и другие гуманитарные предметы. Во-вторых, учителя предпенсионеры, которые составляют костяк сельских школ, неохотно идут на получение допобразования. А спектр знаний, которые должны получить школьники, постоянно расширяется. Тут сразу отмечу, что патриотическое воспитание и дисциплина в сельских школах всегда на высоте как укор городским.
Между тем, родители хотят, чтобы их дети получали хорошее образование, и потому согласны, чтобы их возили в другие школы.
Действительно, и в селах, и даже в райцентрах возникла неблагоприятная тенденция – все меньше учеников желают получать полное среднее образование в школах, потому что боятся сдачи ЕГЭ. Поэтому предпочитают после 9 класса поступать в колледжи и техникумы. А не в вузы сразу по окончанию школы. Это, считаю, просчет в системе сельского образования. И министерству образования области нужно думать о том, как выйти из этой пагубной ситуации.
Но боюсь, на областном уровне на систему образования сильно нельзя повлиять. Минобраз области работает по федеральным инструкциям и нормативам. Это возможности федерального центра и задачи министерства просвещения. А там, полагаю, недопонимают кризисные явления в сельском образовании. Московские чиновники далеки от земли.
Я стою на кардинальной позиции – нужно вводить специальный национальный проект «Сбережение сельского населения». В рамках него запускать федеральные программы развития сельского образования, культуры, социальной сферы (переформатировать и усовершенствовать те, которые есть). Вводить меры финансовой поддержки населения, работающего в селе. Вводить протекционизм для малого и среднего бизнеса, если он создает предприятия в селах, привлекая туда и местных, и приезжих. Как пример назову село Покурлей в том же черкасском кусте, где сейчас создается перерабатывающее мини-предприятие. Будут новые рабочие места. Кстати, там школа остается (пока), хотя это село – край географии Саратовщины – за ним только горы.
Нужно сберегать сельчан, иначе мы потеряем село.
На пути в Междуречье есть указатель «Буровка», но самой деревни больше нет. Даже все бревна и кирпичи давно разобрали. Осталось лишь поле, поросшее высокой травой. Из нее кое-где торчат останки домов. А на косогоре - развалины какой-то усадьбы, которую, видать, не разобрали до конца из-за качественной сцепки кирпичей. Эта же участь лет через пять – десять ждет и Междуречье. И соседний Покурлей. Раньше в них жили более 1000 человек, потом по 500 +. Сегодня по 200-300, да и то по прописке, на самом деле жители среднего возраста и молодёжь преимущественно живут в Вольске или Саратове, что воочию видно на количестве оставшихся учеников. Такая же участь в ближайшие годы ждет и Калмантай, и Покровку, и десятки малых сел Саратовской области, тысячи – в России, если этот процесс централизовано не прекратить.
Вадим Рогожин, с надеждой