Когда саратовцы начнут ездить в города по Волге? Запуск рейсов «Валдаев» под угрозой срыва
Жители волжских городов ждут, когда запустят по Волге катера на подводных крыльях. Как это было здорово в советские времена – сел на «Метеор» или «Ракету» и на свежем воздухе, обозревая берега, через 4 часа приплыл в Балаково. Теперь планируется запустить не «Метеоры», не «Ракеты», а судна нового поколения – «Валдаи-45Р». Идея возродить скоростные речные перевозки родилась у председателя Госдумы Вячеслава Володина. И он, не долго думая, не полагаясь на областную власть, начал сам реализовывать свою инициативу. Договорился с федеральными ведомствами о грантах на покупку катеров, о льготном лизинге, договорился с производителями «Валдаев» о скидках и внеочередном производстве их для Саратовской области. И готовую базу отдал областному правительству: идите и создавайте платформу, на которой будут работать скоростные речные перевозки. И вот в августе придет первый «Валдай» (в сентябре ожидается сдача второго судна). А что сделала областная власть, чтобы запустить эти катера на подводных крыльях по Волге? С этим разбиралась «Четвертая Власть».
Перед Днем Победы в областной думе прошло совещание о подготовке к запуску скоростных речных пассажирских перевозок. На них министр транспорта, директор потенциального перевозчика «Центра диспетчерской службы» (ЦДС), главы волжских районов заверяли, что к прибытию первого «Валдая» они успеют создать всю необходимую инфраструктуру и набрать штат. А это база содержания катеров, пристани, дебаркадеры, причальные стенки и т.д. И уже есть командир-наставник, который будет набирать две команды. И всё вроде бы нормально, но чувствовалась какая-то неуверенность в словах министра транспорта и дорожного хозяйства Алексея Петаева и директора «ЦДС» Кирилла Лаврентьева. В их выступлениях сквозили такие мысли – технически сложно, дорого, нерентабельно. Единственно, чего не осмелились сказать: да, не нужны нам эти затратные перевозки, автобусов достаточно. Но коль поставлена задача – делают. Но когда редакция попыталась нырнуть поглубже, на дне «валдайского озера» вскрылись многие якорьки, не дающие проекту двигаться.
Государственный непрофиль – якорь проекта
Первый проблемный вопрос: зачем отдали обслуживание и эксплуатацию «валдаев» «ЦДС»? Это непрофильное для речного транспорта предприятие, оно занимается автобусными перевозками. Оказалось, что областное правительство решило отдать перевозки катеров не частному, государственному предприятию. Хотя речные перевозчики в Саратове есть, есть они и в соседних областях, компании из которых можно нанять. И главное, у них есть опыт эксплуатации скоростных судов. Но власти от опытных, но частных перевозчиков отказались. Решили всё начать с чистого листа, доверив проект не специалистам в этой сфере. Видимо, там на третьим этаже правительства решили: а какая разница - перевозить автобусами или скоростными корабликами? Оказалось, разница существенная. Это все равно, что радисту поручить телевещание.
Отдавали как бы государственной, то есть подконтрольной организации. «Центр диспетчерской службы» на 100% в областной собственности. Но не учли, что это акционерное общество, а не ГУП. Поэтому по закону он считается коммерческим предприятием. Следовательно, правительство не может передать ему эксплуатацию судна без проведения конкурса. Причем нужно провести два конкурса: о передаче на обслуживание транспортных средств и конкурс на перевозку. Если это требование обойти и все напрямую отдать «ЦДС», прокуратура тут же возбудится с соответствующими последствиями для ответственных лиц.
А что если какой-то перевозчик назло или по неопытности зайдет на конкурс и выиграет его? А через месяц, не начав перевозки, откажется от них. Это вообще срыв запуска проекта в этом году. Конечно, можно создать такие условия конкурса, по которым только «ЦДС» сможет выиграть. Но об этом нужно думать сегодня.
В проекте «Валдай» вчера наступит завтра
А к настоящему времени «Валдай» даже не оформлен в областную собственность – он только достраивается. Если, дай бог, его передадут в августе, нужно объявлять конкурс – это месяц. В сентябре открывать маршрут. До конца навигации останется месяц. И это при самом благоприятном стечении обстоятельств.
А благоприятствование может случиться, если организацией и оформлением заниматься вчера в мае. Но, насколько «Четвертая Власть» поняла, этим минтранс не занимается. Вроде как не сформирована воля руководства – как быть с «Валдаями».
Не до конца решены взаимоотношения с администрациями муниципалитетов, которые будут принимать «Валдаи». А это Саратов, Воскресенское, Маркс, Вольск и Балаково. Решили, что закупка причалов и их содержание ляжет на их плечи. А это дополнительные затраты местного бюджета. Сразу за дебаркадер нужно заплатить до 45 млн рублей, и то за бэушный. За причальный понтон меньше.
А чьи будут шкиперы? А кто и как будет продавать билеты? Это вопросы, ответов на которые пока нет.
Далее тарифная составляющая проекта. Сколько будет стоить билет. Предварительно решили, что цена билета будет 600 рублей до Балакова. Ориентировались на цену билета на автобус.
Свое заключение по экономической составляющей должен дать областной комитет государственного регулирования тарифов. А ему до сих пор не далии вводные данные, расчеты, документы. Их просто нет. Это направление транспортных перевозок для Саратовской области новое, и потому не на что опереться при расчетах. Можно условно взять систему расчётов в соседних областях или предприятия «Северречфлот» Ханты-Мансийского АО. Именно на базе его опыта и кадров решило основываться «ЦДС». Но там другая экономика. Там десятки разного типа кораблей, там север. В общем, в тарифный комитет пока представить нечего. А без его разрешения запускать катера не получится. Опять что-нибудь в авральном порядке состряпают, а если что не так - ответит Лариса Новикова как председатель комитета по тарифам.
Подсчеты и просчеты
Теперь подойдем к самой тяжелой части проблем – финансированию. Естественно, при 600 рублях за билет в 45-местном катере ни о какой окупаемости речи не может быть. Стоимость одного рейса ориентировочно оценивается в 110 тыс. руб. Это только по ГСМ. А еще зарплата, налоги, аренда причалов и т.д. Всего затраты в месяц оцениваются в 25 млн руб. Это из показателей ханты-мансийского предприятия. Саратовские специалисты дают от этой суммы сокращение примерно на 30%. Остается 15-17 млн руб. Хотя, наверняка, при малом количестве рейсов (пока их будет только два в сентябре) эту сумму можно еще существенно сократить. Но для этого нужен принципиально другой подход к организации.
Передача перевозок опытной профильной компании может существенно сократить затраты на обслуживание «Валдаев». Например, самарская компания «Волга Тэвел» имеет 4 «Валдая», занимается междугородними и экскурсионными перевозками, перевозит дачников омиками и катерами. Нижегородская компания «Водолёт» эксплуатирует 5 «Валдаев» и два «Метеора».
Естественно, когда одна компания занимается и дачными перевозками, и междугородними, и экскурсионными, себестоимость одного рейса, одной единицы судна резко сокращается. Тогда и дотации им нужны меньше. А у нас речными трамвайчиками занимается одна компания, а на скоростные перевозки назначили другую. Вот вам и сверх-расходы. Но об этой элементарной экономике почему-то не задумалось областное правительство и почему-то решило разделить затраты. Областной бюджет все равно компенсирует речные перевозки дачников, будет заказывать по брутто-контрактам и рейсы «Валдаев».
Саботаж или профанация?
На вышеназванном совещании в облдуме популисты депутаты-коммунисты зацепились за цифру, неосмотрительно произнесенную Лаврентьевым, - 25 млн руб. невосполнимых расходов в месяц. Умножили на 12 месяцев и получилось 300 млн рублей годовых расходов, которые должен компенсировать областной бюджет. При этом ни министр, ни директор не контратаковали и не сказали, что расходы будут оптимизировать, основные расходы идут в сезон навигации, а это только максимум полгода. Как будто поддержали сомнения коммунистов о целесообразности такого проекта. И обсуждение ушло в негатив.
Может быть, минтранс преднамеренно затягивает запуск этого проекта? Трудоемко и невыгодно. Да еще и создается конкуренция автобусам. Здесь примечательно, что заниматься скоростными речными перевозками поручили Кириллу Лаврентьеву как директору «ЦДС». А он является бенефициаром группы предприятий, которые монопольно занимаются автобусными перевозками от Саратова до Балакова и внутренними перевозками в Балаковском районе. Так, аффилированными ему компаниями являются ООО «Балаковская пассажирская автотранспортная компания» (директор Глеб Кириллович Лаврентьев, учредитель его отец), ООО «Транскомсервис» и другие. Совокупная выручка только этих двух компаний за 2023 г - более 210 млн руб. Лаврентьев также является генеральным директором АО «Саратовское одобъединение автовокзалов и автостанций». Получается, что речные перевозки по тем же маршрутам станут ему конкурентами. Но именно ему поручили их наладить. Будет ли такой человек эффективно работать по реализации этого проекта, который противоречит его личным интересам? Остается надеяться на его совесть как государственника и его благоразумие. Ведь в случае провала или саботажа проекта будет поставлен вопрос о его увольнении из прогосударственных предприятий и сложении мандата депутата облдумы.
Петаеву, кажется, в тягость заниматься еще и таким трудоёмким и экономически сложным проектом, как скоростные речные перевозки. Получается, губернатор доверил проект Володина тем, кому это не интересно или не выгодно?
Остается острым вопрос, почему не могут начать реализацию проекта по скоростному трамваю в Саратове и его постоянно срывают. Складывается впечатление, что его как будто нарочно затягивают, находят необъяснимые причины и создают искусственно проблемы. Может быть, потому что скоростной трамвай тоже невыгоден автоперевозчикам, которые заменили трамвайные маршруты своими? А министр и сопутствующие его пассажиры в деле? Компании, оказывающие услуги в пассажирских перевозках на автобусах, получают хорошие дотации и субсидирование. Все довольны – трамваи не нужны. Всё это тема отдельного журналистского расследования.
Наверное, проблемы с транспортными перевозками и в дорожном хозяйстве будут сохранятся в регионе, пока есть такие министры, как Николай Чуриков, который, по имеющейся информации, отменно помогал дорожному предприятию, оформленному на его дочь. Который убеждал губернатора Валерия Радаева, что не нужно делать программу по ремонту сельских дорог, а тот его слушал, пока эту программу не продавили депутаты. Пока есть такой безынициативный министр, как Алексей Петаев, покровитель автобусных магнатов, к которому претензии неоднократно высказывал Володин. Но только не губернатор Роман Бусаргин (по крайней мере, публично). Петаев по массе критики от Володина занимает второе место после экс-зампреда правительства Павла Мигачева. Губернатора, в конце концов, додавили, и он уволил своего ближайшего сподвижника. Петаев твёрдо сидит на своем месте, опираясь на поддержку губернатора.
Хотя Бусаргину нужно расставаться с такими «водителями» своего минивэна-правительства. Иначе они завезут его в такое непроходимое месиво, что губернатору не выйти оттуда, не испачкавшись в грязи.
Аврал как двигатель неудач
Митранс и «ЦДС» уже вошли в режим аврала подготовки к запуску проекта скоростных речных перевозок. Пока все дела разбросаны в хаотичном порядке. И в большей степени являются рассуждениями, не подкрепленными документами. Считать расходы нужно было давно. Давно нужно было давать техзадание комитету по тарифам. Не решено, как будут содержать и эксплуатировать катера. Плана-графика нет.
Конечно, первый «Валдай» запустят. Это же будет провалом и позором, если не запустят хотя бы один демонстративный рейс (о регулярных в эту навигацию уже и не мечтаем)! Но при этом есть высокие риски, что запустят с нарушениями. А тут прокуратура держит ухо востро. Поэтому как-нибудь не получится, а по уму да по закону не успевают.
Престиж как гордость власти
Программа скоростного речного транспорта - это не только социальный, но имиджевый проект. Можно сказать – это шаг вперед к прошлому. К лучшему советскому прошлому, когда ходили «ракеты» и «Метеоры».
Этот проект поднимает престиж Саратовской области как передового региона. Если такое есть в Нижнем Новгороде, Самаре, то обязательно должно быть и в Саратове, если региональное правительство считает, что этот город является ключевым на Волге.
Хотя бы из-за престижа, из гордости можно было порасторопнее работать и умнее действовать. А не относится к нему, как к второстепенному, как к обузе, спущенной из Москвы главным депутатом. Пока осознание этого не прошибет мозги руководства региона, проект не будет эффективным.