Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

14:00, 30.01.2024

Никто не уедет отсюда живым. Оказалось, что «списывать» предприимчивого Андрея Беликова еще рано

С одной стороны, совсем неудивительно, что в региональной повестке последнее время снова то и дело всплывает тема срочного "переформатирования" рынка пассажирских перевозок. То губернатор предложит в качестве эксперимента перевести перевозчиков на малопонятные неспециалисту брутто-контракты, то озвучивается (и, кажется, тоже не первый раз) идея передать полномочия по регулированию этой сферы от муниципалитетов на уровень региона. И снова приходится признать, что необходимость тех или иных изменений по-прежнему буквально витает в воздухе. С другой же стороны, есть стойкое ощущение, что на практике ни эти, ни любые другие меры кардинально изменить ситуацию не смогут. На чем же основан такой пессимизм?

Игра на публику
Не будем забывать, что о происходящем в Саратовской области чаще всего приходится судить не по выступлениям чиновников, а по вышедшим в публичную плоскость судебным процессам. Так уж складывается исторически. Вот, казалось бы, периферийный Хвалынский район. Вынесен приговор гендиректору местного автотранспортного предприятия Юрию Казарину, который обвинялся в покушении на мошенничестве с использованием своего служебного положения. Точнее приговор Казарину вынесли еще в конце декабря, но в силу он вступил в январе. Никто его не обжаловал – да, если честно и обжаловать там, говоря простым языком, особо было нечего. Штраф в 120 тысяч рублей – хорошо хоть не просто пожурили. При ближайшем рассмотрении это дело оказывается еще и в определенной степени показательным. Как это часто бывает, стоит раз копнуть и что оттуда только не начинает лезть. В том числе и то, что в официальных комментариях, как правило, остается за кадром…

Напомним, изначально следователи были уверены, что в конце 2022 года директор АО "Хвалынское АТП" Юрий Казарин поручил водителям автобусов найти среди своих знакомых владельцев транспортных карт. Те, судя по всему, поручение выполнили и "фиктивно увеличили количество поездок льготной категории граждан", просто по несколько раз прикладывая эти карты к терминалам. Таким образом, по версии следствия, число перевозок льготников предприятием за два месяца было "докручено" до 47 тысяч, из-за чего АТП стало претендовать на бюджетную компенсацию в 677 тысяч рублей. "Однако довести свой преступный умысел до конца фигурант (Казарин. – "ОМ".) не сумел, так как его действия были пресечены сотрудниками УФСБ" - сообщалось в пресс-релизе.

Примечательно, что, как следует из приговора, объясняя свое странное поручение, директор Хвалынского АТП заявлял подчиненным, что "это необходимо в целях увеличения пассажиропотока, чтобы в дальнейшем продлили контракт на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по городским и пригородным маршрутам". В свою очередь сам подсудимый Казарин – цитируем – "активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, указал на обстоятельства совершения преступного деяния, добровольно возместил вред". То есть опытный (руководит предприятием с 2017 года) директор АТП даже не думал оспаривать свою вину, вероятно будучи почему-то уверенным в том, что ничего серьезного ему не грозит.

И вот тут-то начинается самое интересное.

Дело-то почти семейное, или Всё, как любит шеф
В 2016 году СМИ писали о том, как комитет по управлению имуществом Саратовской области выставил на публичные торги два акционерных общества - Ершовское АТП и Хвалынское АТП. Продали оба эти предприятия тогда по цене вдвое ниже первоначальной.

АТП в Ершове досталось "Автокомбинату-2" во главе с влиятельным и известным в прошлом (можно даже сказать – знаменитым) транспортным монополистом и экс-депутатом Андреем Беликовым. Сегодня о нем наверняка многие уже успели позабыть - как оказывается, совсем зря. Буквально через месяц после покупки "Автокомбинат-2" продал это АТП трем физлицам, которые и по настоящее время им владеют: Диане Беликовой (по данным СМИ – дочери Беликова), Раисе Тарасовой (предположительно - матери депутата гордумы Вячеслава Тарасова, "правой руки" Беликова по автокомбинату) и бывшему директору АТП Владимиру Варзину.

Покупателем второго – того, которое в Хвалынске – стала компания ООО "ТрансХолдинг" (Саратов, деятельность в области связи на базе проводных технологий), которой, по данным из открытых источников, до сих пор владеют Ирина Беликова (она же – Мацкевич, она же – Лузановская) и Светлана Заигралова (она же – Полянская). Первая, по данным СМИ, является еще одной дочерью Беликова, вторая – дочерью Тарасова. Да и юридический адрес "ТрансХолдинга" полностью совпадает с "пропиской" автокомбината (Автокомбинатовская, 15).
То есть, буквально напрашивается вывод, что до настоящего времени конечным бенефициаром обоих АТП является Беликов. А, как все мы знаем, любое совпадение в такой специфической сфере на проверку часто оказывается очередной спорной с точки зрения закона схемой по получению дополнительной "серой" (в лучшем случае) прибыли.

Зачем именно Беликов тогда скупал перевозчиков в районах, было в общем-то понятно с самого начала – на то он, в конце концов, и монополист.
Еще очевиднее это стало после того, как в 2018 году антимонопольная служба уличила ряд перевозчиков в Саратове и администрацию Саратова в сговоре, обратившись в суд с требованием прекратить незаконно выданные им без проведения каких-либо конкурсов, свидетельства на право перевозок.
Решение ФАС неожиданным, мягко говоря, не было. Скорее удивляло, почему до этого ведомство не обращало внимание, говоря юридическим языком, на "скоординированность и активность действий, не свойственные перевозчикам в силу того, что они являются конкурентами между собой". Предприятие Беликова тогда не только лишили свидетельств, ему еще и запретили участвовать в новых аукционах.

А тут еще и на самого Беликова завели уголовное дело, обвинив в мошенничестве в особо крупном размере и коммерческом подкупе. Оказалось, что "Автокомбинат-2" - это вообще что-то типа "мыльного пузыря". Не имея подвижного и водительского состава он представил в администрацию города "мнимые договора аренды", затем передав право перевозок привлеченным предпринимателям. Причем, как и потом в случае с делом Казарина, в обвинениях Беликова тоже фигурировало предоставление ложных сведений о количестве перевозок пассажиров-льготников для получения компенсации (словно под копирку). Только в отличие от Казарина, "шеф", как утверждали следователи, успел не только получить злополучную субсидию на 450 млн рублей, но и якобы похитить оттуда более 15 млн. Сам Беликов тогда свою вину сначала не признавал, потом признал, потом заявил, что снова ничего не признает. В 2020 году дело Беликова даже вернули прокурору в связи с наличием в действиях подсудимого признаков более тяжкого состава преступления. Тем не менее, сам он в итоге добился оправдания.

Все "умрут", а я останусь
Так вот, в 2019 году после решения арбитража, на новые конкурсы по отбору перевозчиков вместо "АК-2" вышли беликовско-тарасовские Ершовское и Хвалынское АТП, создавшие так называемые простые товарищества с индивидуальными предпринимателями. На практике это выглядело следующим образом – использовался подвижной состав сторонних предпринимателей, но вся прибыль аккумулировалась у так называемого товарищества. Словом, все выходило согласно известному правилу о перемене слагаемых.

При этом, владельцы (владелец) этих предприятий еще и проявили фантазию, указав, ради победы в конкурсе и получения свидетельств на самые прибыльные маршруты, опыт их работы, начиная с 30-х годов прошлого века и объявив предприятия на полном серьезе прямыми преемниками еще советских АТП. Вопрос о том, насколько вообще уместно ставить во главу угла именно опытность перевозчика, а не наличие у него подвижного состава и его качество, оставим пока за скобками. Тем более, что хотя УФАС тогда и не увидела в происходящем ничего противозаконного, другим участникам через суды удалось добиться отмены этих конкурсов.

"Доказывать самые очевидные вещи, как правило, сложнее всего. Законодательство четко оговаривает, что заявки, содержащие недостоверные сведения, подлежат отклонению. При этом и организатор конкурсов на определение перевозчиков и антимонопольная служба нам пытались доказать, что проверка сведений в их обязанность не входит и соответственно никаких претензий к победителям торгов здесь быть не может. Разве не абсурд? Поэтому главное, чего мы добились через все судебные инстанции – доказательство того, что организатор торгов все-таки обязан проверять каждую заявку. Верховный суд указал, что там действительно имел место быть факт недобросовестной конкуренции и выходило, что эти «товарищества» вокруг Ершовского и Хвалынского АТП не просто выиграли незаконно – их не должны были допускать к торгам вообще. Несколько городских маршрутов у этих товариществ, нам удалось оспорить, по ним свидетельства аннулировали, про остальные – все как бы благополучно забыли. Хотя по логике, итоги торгов должны были быть пересмотрены по всем ним. Но у органов власти, почему-то до всего этого руки так и не дошли. В итоге на сегодня эти товарищества продолжают спокойно обслуживать большую часть самых прибыльных маршрутов в Саратове, зарабатывая на этом. До этого, похоже, никому нет дела. Хотя, могу предположить, в деятельности этих неприкасаемых перевозчиков наверняка может обнаружиться много интересного для проверяющих, если подойти объективно. В том числе и налоговые последствия. Ведь простые товарищества – это плательщики НДС"
, - рассказывает юрист Гелена Алексеева, на протяжении нескольких последних лет представляющая интересы независимых перевозчиков.
_______________________________________________

Для справки:
По данным реестров маршрутов на сайтах мэрии Саратова и министерства транспорта, среди тех маршрутов, к которым в настоящее время имеет прямое отношение Хвалынское АТП - №41 (Столыпина – ТЦ Happy молл), №53 (ТЦ "Мой Новый" - пос. Солнечный), №61 (Деловая – площадь имени Ленина), №73 (6-й квартал – Радищева), №74 (площадь Ленина – 6-й микрорайон), №75 (железнодорожный вокзал – ул. Благодарова), №91 (Техническая – 1-я Дачная), №108 (площадь Ленина – Новое городское кладбище).
Ершовское АТП - №87 (площадь Ленина – клуб "Сокол"), №97 (Славянская площадь – проспект Столыпина), №115 (пос. Соколовогорский – площадь Ленина).
Кроме того, Хвалынское АТП обслуживает междугородные автобусные маршруты №646 (Хвалынск-Саратов) и №712 (Хвалынск-Балаково).

_______________________________________________

Еще в 2017 году "ОМ" опубликовал материал под названием "Большие налоговые и семейные тайны Хвалынского АТП". В нем бывший гендиректор Ершовского АТП говорил о том, как владельцы до последнего отказывались переводить Ершовское и Хвалынское автопредприятия с упрощенной формы налогообложения на общую (в таком случае сумма налогов значительно возрастала), хотя законодательство их к этому прямо обязывало. "Это необходимо было сделать в связи с покупкой предприятия юридическим лицом", - писали журналисты. Так вот, по данным ИАС Seldon.basis, Хвалынское АТП до сих пор находится на "упрощенке" (см. скрин ниже).

Сам "Автокомбинат-2" по требованию налоговой признан судом банкротом, там введено конкурсное производство. Основное требование – практически 100 миллионов рублей неуплаченных налогов.
Беликов же с июня 2023 года является генеральным директором ООО "Эдельвейс-Экспресс" (основной вид деятельности – деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом). Как писал "ОМ" еще 6 лет назад, эта компания традиционно работала под крылом "Автокомбината-2", и, в частности, в свое время "закрывала направление на ЗАТО Светлый". Примечательно, что до Беликова этой компанией руководил (по документам) Николай Сараев, вероятнее всего, сын бывшего зампреда регионального правительства, курирующего как раз транспортную отрасль, и главы администрации Саратова Валерия Сараева. Так что, еще неизвестно кто под чьим крылом на самом деле там находился. В любом случае удивляться тому, что в качестве работы общественного транспорта саратовцы по-прежнему, как выражался президент саратовского "Автодора" Владимир Родионов, имеют сплошную "эпидерсию на выходе", не приходится.

Всплывающая подсказка
Беликов, Тарасов... и экс-зампред Сараев (фото - сайт думы, "ЕР" и 4vsar)

Более того, при неизменности некоторых составляющих и непотопляемости предприимчивых персонажей, они (мы) на эту "эпидерсию", похоже, вообще обречены. Хоть засыпь весь регион упомянутыми брутто-контрактами.

Естественно, "ОМ" и дальше следит за развитием ситуации.

Подпишись на наш Telegram-канал. В нем мы публикуем главное из жизни Саратова и области с комментариями

просмотров: 92

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.