Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

23:00, 18.10.2023

Эксперт ПИУ РАНХиГС о развитии авиационной промышленности в России

Российские авиастроители продолжают работу по выпуску востребованной авиационной техники и разработке перспективных воздушных судов. Успешно реализуется программа импортозамещения необходимых технологий и комплектующих. В свою очередь, Правительство оказывает авиастроительной отрасли административную и финансовую поддержку. Большие перспективы развития имеет также беспилотная авиация, применяющаяся в различных отраслях экономики.

Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Екатерина Авдеева отмечает: «22 ноября 2022 года были внесены изменения в государственную программу "Развитие авиационной промышленности" (утверждена 15 апреля 2014 года), цель которой создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее на мировом рынке в качестве третьего производителя по объемам выпуска продукции. В программе говорится, что именно авиастроение является одной из ключевых отраслей народного хозяйства РФ, так как оказывает мультипликативный эффект на многие отрасли и развитие всей экономики в целом: она создает предпосылки для повышения эффективности других отраслей, а также формирует механизм диффузии инноваций, то есть применения высокотехнологичных решений авиастроения в автостроении, космической промышленности и так далее. Это возможно при создании соответствующих предприятий и научно-исследовательских лабораторий во всех сегментах авиастроения и создания научно-технического задела. Кроме этого, важным остается кадровый вопрос, который начинается с переподготовки и повышения квалификации существующих кадров и до создания системы довузовского и вузовского образования, подготовки соответствующих специалистов высокого уровня.

Важной проблемой является также создание системы продвижения отечественной авиационной техники как на внутреннем, так и на мировом рынке, используя различные финансовые инструменты: лизинг, кредит – модифицируя их под потребности конкретной страны, региона. Все эти проблемы возможно решить, только формируя соответствующую нормативную базу, которая должна учитывать специфику российского и мирового рынков. Так, например, тот же лизинг имеет различные особенности в авиационном секторе и при правильной его организации может быть весьма эффективным инструментом продвижения. Это, в первую очередь, его операционный характер, когда судно берется на сравнительно небольшой период, а потом возвращается лизингодателю; а также модификация лизинга – "мокрый" лизинг, когда самолет берется в аренду вместе с экипажем, что наиболее эффективно в периоды сезонных колебаний спроса. Все эти проблемы плохо рассмотрены (или совсем не освещены) в нашем законодательстве, но внедрены в нормативно-правовую базу других стран, что затрудняет сотрудничество.

Кроме этого, необходимо отметить, что большая часть авиационной промышленности России направлена на производство продукции военного назначения, что связано с большими объемами государственной поддержки. Выпуск же гражданских самолетов только предстоит наладить, и именно на эту сферу нацелены усилия производителей в настоящее время, так как недостаточные объемы производства в данном секторе влекут удорожание конечного продукта (низкую рентабельность) – самолета, а следовательно, и снижение конкурентоспособности его на мировом рынке. Между тем, именно рынок пассажирских перевозок является наиболее емким и привлекательным по объемам получаемой прибыли. Среди проектов, осуществляемых ОАК, выделяются: МС-21 – среднемагистральный самолет, SSJ-NEW – ближнемагистральный самолет Сухой Сперджет в максимальной комплектации с импортозамещением; Ил-114-300 – региональный пассажирский самолет; широкофюзеляжный дальнемагистральный российско-китайский самолет.

Кроме этого, российскими разработчиками активно ведется работа по созданию пассажирских самолетов для региональных полетов – TBPC-44 (ТурбоВинтовой Региональный Самолёт на 44 посадочных места) «Ладога». Достоинствами данного самолета являются новые конструкторские разработки и 100% отечественные комплектация, материалы и крепеж, а также то, что, в отличие от других самолетов, он может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках и на аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой.

Одним из прорывов отечественного авиастроения, как мы считаем, является утверждение Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года, цель которой формирование новой отрасли экономики, связанной с созданием и использованием гражданских беспилотников. Это позволит решить многие проблемы в сельском хозяйстве, строительном надзоре, актуализации геопространственных баз данных, доставке грузов и прочее. Кроме этого, с экономической точки зрения это позволит создать дополнительные рабочие места, сформировать новые образовательные системы и направления и повысить конкурентоспособность российских производителей в мировом хозяйстве».

Информация подготовлена пресс-службой Поволжского института управления РАНХиГС

 : 
просмотров: 84

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.