Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   | 

07:45, 29.06.2024

Городской архитектор Самары: какое наследие оставил после себя Александр Щербачев

Создатель облика дореволюционного города на Волге

С 1889 по 1912 годы выдающийся архитектор Александр Щербачев трудился на благо Самары. Во многом наш город обязан ему своей красотой и уникальной застройкой. Под руководством зодчего в Самаре были созданы такие памятники архитектуры, как особняк Клодта, доходный дом Челышева, здание Государственного банка и многие другие. Рассказываем историю мастера своего дела. Жизненный путь Александр Щербачев родился 2 марта 1858 года в Москве в семье купеческого сословия. Родители заметили талант сына к рисованию, поэтому в 15 лет отдали его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юному Александру оказалось недостаточно тех, знаний, что он получил, поэтому в 1880 году он поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств на архитектурное отделение. После ее окончания в 1884-м Щербачев получил серебряную медаль за проект великокняжеского дворца, а в 1886-м был удостоен звания классного художника второй степени. Также он получил право на чин 12-го класса и разрешение на ведение строительства. В 1888 году городской глава Самары Петр Алабин решил пригласить Александра Щербачева в город для надзора за строительством Кафедрального собора. В феврале 1889-го Александр Александрович прибыл в Самару и занял пост городского архитектора. Уже осенью того же года 31-летний Щербачев обвенчался с младшей дочерью главы Самары — Александрой Алабиной, а 17 июля 1890 года у пары родился сын, которого назвали Петром в честь деда. Пока сын рос, а жена занималась организацией благотворительных концертов и спектаклей, Александр Щербачев вел активную работу на благо города. В должности городского архитектора он пробыл до 30 декабря 1899 года. За это время Александр Александрович спроектировал самые разные объекты — особняки, богадельни, банки, торговые помещения, храмы и промышленные здания. В декабре 1895 года Щербачев был удостоен чина коллежского секретаря. Семья Щербачева жила в доме на Казанской улице, нынешней Алексея Толстого. Там после ухода с поста городского архитектора Александр Александрович открыл собственную мастерскую. Под его руководством проходили обучение и перенимали опыт такие самарские архитекторы, как Георгий Мошков и Яков Решетников. Впоследствии они тоже оставили след в архитектурном облике Самары. Даже находясь в отставке, Щербачев продолжал проектировать здания для нашего города. Его постройки определили облик центра Самары на рубеже XIX-XX веков. Основная часть проектов была реализована в границах крупных площадей — Хлебной, Куйбышева и Революционной, а также нескольких улиц — Молодогвардейской, Фрунзе, Куйбышева, Пионерской и других. По данным исследователей, за время своей работы в Самаре архитектор создал около 124 зданий, каждое из которых уникально по своей композиции и внешнему виду. Александр Щербачев умер 10 апреля 1912 года в возрасте 54 лет от тяжелой болезни. Его похоронили в семейном склепе Алабиных на кладбище Иверского женского монастыря. В вырезке из газеты, сохранившейся в личном архиве архитектора, говорится:  «10 апреля 1912 г. после тяжелой и продолжительной болезни умер А.А. Щербачев. Утрата в высшей степени тяжелая для Самары, так как покойный был единственный талантливый строитель у нас. Обладая большим опытом, а главное вкусом, А.А. умел вкладывать в свои постройки всегда нечто такое, что отличало их от других особой, присущей им красотой. Несомненный поклонник классического стиля, он придавал своим постройкам художественную прелесть, не гоняясь за крикливыми формами современного искусства. А.А. был не только выдающимся строителем, но он был вместе с тем и художником в полном смысле слова. Никто как он не умел в отделке давать такую ласкающую зрение гармонию красок. Той же спокойной красотой отличались и все его лепные работы, в которых он был такой мастер. Целый ряд стильных построек, которыми А.А. украсил Самару, будут всегда напоминать ей о том художнике, которого она потеряла». Жена Александра Алабина дожила до 1943 года, а сын Петр продолжил труд отца на архитектурном поприще. Он окончил Самарское реальное училище, после чего продолжил получать образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, из которого выпускался и отец. Перед Первой мировой войной Петр Щербачев уехал за границу. В Греции, Италии, Франции и Австрии он изучал образцы классической архитектуры.  Вернувшись на родину, с 1920 по 1956 год Петр Щербачев работал архитектором в куйбышевском управлении Самаро-Златоустовской железной дороги, занимал руководящие должности в строительных и архитектурных организациях города. По его проектам в Самаре было создано более 80 зданий в годы советской власти, в том числе Окружной Дом Офицеров и Дом сельского хозяйства. Династия архитекторов Щербачевых закончила свое существование, когда Петр Александрович умер 26 июня 1967 года. Архитектурное наследие Александр Щербачев оставил огромное архитектурное наследие в Самаре. Он отличался не только талантом и профессионализмом, но и умением работать в разных стилях. На протяжении 23 лет службы в нашем городе зодчий проектировал здания в эклектике — в визайнтийском, русском и мавританском стилях, в неоренессансе и неоклассике. В последние годы творчества в произведениях архитектора прослеживаются признаки модерна. При этом Щербачев мог в одном здании умело сочетать сразу несколько стилистических мотивов. В провинциальной Самаре конца XIX века людей привлекал русский стиль в архитектуре, поэтому Александр Александрович построил в таком стиле больше всего зданий — 60 деревянных и каменных объектов. В их число вошли часовня Святого Алексия, доходные дома Челышева, церковь Сергия Радонежского, дом Маштакова и многие другие. Творение Щербачева Мастер тонко чувствовал связь возводимых зданий с городским контекстом, поэтому брался за самые разные проекты. Предлагаем совершить виртуальную «прогулку» по значимым и интересным объектам самарской застройки эпохи Александра Щербачева. Постройки Щербачева можно разделить на несколько групп: храмы, общественные здания, доходные дома, особняки, жилые здания и загородные строения. Рассмотрим каждую из них. Храмы Щербачева отличает четкая структура и шатровые завершения. Зодчий часто размещал сверху двухъярусную колокольню с шатром и главкой. Ярким примером такой постройки выступает деревянная церковь Сергия Радонежского, которая появилась в Самаре в районе городских дач в 1894 году. Это был бесстолпный храм с высокой колокольней, окна и карнизы которого были украшены пропильной резьбой. По периметру располагалось гульбище, внутри помещалось до 400 человек. Архитектор при проектировании церкви использовал особый прием — здание опирается на подиум, поднятый над уровнем земли. Это создавало эффект абсолютно ровной поверхности, на которой стоял храм. Он был разобран в 1920-1930-е. Чуть позже, в 1896 году, Щербачев берется за проектирование кирпичной церкви Святых Веры, Надежды, Любови и Софии при Мариинском приюте для детей-сирот воинов, погибших в русско-турецкой войне. Он располагался на Николаевской улице, нынешней Чапаевской. Уже 15 ноября 1898 года храм был освящен. Он имел два придела и во многом повторял композицию церкви Сергия Радонежского. С 1901 по 1906 год по проекту московского архитектора Фомы Богдановича в Самаре возводилась католическая церковь Пресвятого Сердца Иисуса, известная как польский костел. Строительство шло под авторским надзором Александра Щербачева. За качественное руководство работами мастер получил в благодарность от поляков блюдо с дарственной надписью. К общественным зданиям, которые построил Александр Щербачев, можно отнести гимназии, училища, школы, банки, биржи и даже бани. Так, в 1898 году по проекту архитектора была возведена Хлебная биржа на Степана Разина, 3а. Это двухэтажное кирпичное здание в неоклассическом стиле с колоннами и пилястрами, каменной лестницей и боковыми одноэтажными крыльями. Эта биржа считалась одной из крупнейших в России и была построена на средства Александра Курлина и Павла Шихобалова. Одновременно с проектом Хлебной биржи Щербачев разрабатывал проект здания самарского отделения Государственного Банка Российской империи на улице Дворянской (Куйбышева, 112). Сейчас там располагается Самарский художественный музей. Строительство банка началось в 1897-м, а закончилось только в 1902. Впоследствии в годы Первой мировой войны над боковыми частями здания был надстроен третий этаж, а над центральным залом — второй. К знаковым образовательным учреждениям, получившим жизнь благодаря Щербачеву, можно отнести Городское шестиклассное училище, которое строилось с 1898 по 1899 годы. Оно находится на пересечении улиц Шостаковича, 4 и Чапаевской, 186. В 1921 году там открылся Самарский ВХУТЕМАС — первое в городе высшее художественное учебное заведение. Там разместились живописно-плоскостной и конструктивный факультеты. Главный фасад здания из красного кирпича ориентирован на площадь Куйбышева. Высокие окна обеспечивали хорошую освещенность в классах. Сейчас в этом месте располагается Академия для одаренных детей Наяновой. Александр Александрович не отказывался и от совсем обыденных проектов. Например, в 1908 году на углу Фрунзе, 138 и Красноармейской, 6 он построил баню для ритуальных омовений «Микво». Также сохранились фотографии деревянного павильона по продаже жигулевского пива и загородного ресторана с летней верандой, выполненные в характерной для Щербачева технике. В конце XIX — начале XX веков в Самаре, как и во всей стране, началась капитализация. В связи с этим появился новый тип жилья — доходные дома. Строительство таких зданий было выгодно и для купцов, которые сдавали квартиры в аренду, и для тех людей, которые не могли позволить себе собственный дом. Одним из самых известных образцов такой архитектуры в Самаре является Доходный дом Челышева (Красноармейская, 60). Он строился по проекту Александра Щербачева с 1898 по 1899 годы и считался самым большим домом в нашем городе вплоть до 1910-го. Жилые помещения сдавались в аренду организациям и частным лицам. Среди арендаторов были учителя, врачи, военные и служащие госучреждений. На первом этаже располагались магазины. Входы в здание были оформлены арками и полуколоннами. Со стороны двора находились черные лестницы, по которым прислуга могла попадать в кухни и подсобки. Фасад дома выполнен в русском стиле с декором из фигурного кирпича. Особняки и жилые дома — еще одна важная составляющая архитектурного наследия Александра Щербачева. Особняки обычно строились на свободных участках улиц, чтобы их можно было обозревать со всех сторон. Это могли быть как симметричные здания в неоренессансе и русском стиле, так и ассиметричные постройки с признаками модерна. За время своей службы на посту городского архитектора Щербачев создал несколько ярких домов. Например, в 1898 году на улице Дворянской (Куйбышева, 139) появился особняк купца и инженера Ивана Александровича Клодта. Здание имеет сложную композицию с акцентом на башню. Крупные оконные проемы с наличниками и высокая кровля со шпилями отсылают к немецкому ренессансу. В 1990-х годах усадьба реставрировалась и по сохранившемся четрежам Александра Александровича были восстановлены лепнина в интерьерах столовой, гостингой и «курительной» комнат. В 1899 году Щербачев принялся разрабатывать проект одного из своих самых ярких произведений — особняка дворянина А. Н. Наумова (Куйбышева, 151), который был возведен только к 1905 году. Согласно генеральному плану на участке находились двухэтажный каменный особняк с подвалом, каменные службы и ледник. Со стороны улицы располагался небольшой сад. Дом построен из красного кирпича и облицован белым жигулевским известняком, который доставлял тесть Наумова — купец Ушков — владелец Рождественского спирто-водочного завода и каменных карьеров у Ширяево. Особняк губернского предводителя самарского дворянства был удобен и для официальных приемов, и для повседневной жизни многодетной семьи. Внутри можно найти кабинет, залы для гостей, буфет, шкафную, комнаты лакея и гувернантки, будуар, спальню, ванную и игровую. В отделке интерьеров по моде использовали бронзу, мрамор, шелк, бархат, мягкие светлые ткани. По воспоминаниям очевидцев, самой роскошной комнатой был будуар с гипсовой лепниной, камином и просторным балконом. Также в конце 1890-х Щербачев спроектировал дом М. В. Каргиной на улице Соборной (Молодогвардейская, 59), дом М. Д. Маштакова (Самарская, 207), дом Д. Е. Челышева (Чапаевская, 94) и многие другие здания для значимых личностей Самары. Кроме того, сохранились свидетельства современников, что архитектор приложил руку и к созданию знаменитого Дома с атлантами — особняка купца Павла Шихобалова (Венцека, 55а). Processed by: Helicon Filter; Также к концу XIX века в Самаре началось активное дачное строительство. Каждый купец стремился построить себе дачный дом, а его убранство свидетельствовало о состоятельности владельца. Между Постниковым оврагом и Барбошиной поляной в те времена можно было насчитать около 200 дач. Александр Щербачев участвовал в проектировании и таких объектов. Так, в 1909 году под его руководством было построено две дачи для купца И. Я. Соколова, которые располагались на крутом берегу Волги. Они были выполнены из дерева в античном стиле, имели террасы и смотровые площадки. Таким образом, на примере многообразия работ Александра Щербачева можно смело утверждать, что он занимал лидирующие позиции в истории самарской архитектуры конца XIX — начала XX веков. Благодаря профессиональному образованию, художественному вкусу, мастерству и трудолюбию зодчий смог оставить уникальный след в нашем городе, которым мы можем восхищаться до сих пор. Фотографии и коллажи: «Самарская газета»

Автор: Мария Ситрова
Ключевые слова: Самара
Источник: Самарская газета
просмотров: 37

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.