Герои живописной вселенной
В Самаре прошла встреча с художником Олегом Захаркиным. Автор рассказал о своей живописной вселенной и методе работы, а также предложил посетителям выбрать две картины для размещения на улице. Достроить и домыслить Олег Захаркин — локальный художник, режиссер, участник Ширяевской и Московской биеннале современного искусства. Автор редко работает с институциями. В 2022 году в пространстве «Ми» прошла его персональная выставка «366 дней ситуативного реализма», на которой был представлен синтез разных средств выражения: фото, поэзия, видео, живопись. Автор называет свой метод «ситуационным реализмом». Через него Захаркин пришел к интуитивной живописи. Это значит, что образы возникают в голове художника во время работы с акриловой краской, которая по-разному наносится, стекает по холсту, в ней по-особому смешиваются цвета. Получается абстракция, которую Олег потом превращает в нечто фигуративное, добавляя детали. После колдовства над картинами в них можно разглядеть очертания персонажей и предметов. Творчество Олега содержит элементы прикладной психологии. Его работы подобны тестам по пятнам Роршаха. Художник предлагает участникам групп, которые он собирает, по-своему интерпретировать изображения. Здесь включается парейдолийный эффект восприятия, то есть в обычных предметах, цветовых пятнах люди начинают видеть определенные образы. Подобное происходит, когда человек смотрит, например, на облака, трещины в стене или узор ковра. — Глядя на абсолютно абстрактные пятна, мы начинаем достраивать или домысливать образы, фигуры или предметы, — говорит Олег Захаркин. — Существует теория, что парейдолийный эффект — эволюционный, он есть у всех живых существ, даже у рыб. Например, хищники имеют камуфлированный окрас. Но животное, на которое они охотятся, может заметить опасность по блику глаза или другой детали, автоматически достроить в мозгу образ и успеть убежать. «Хорошая» и «плохая» картины Олег Захаркин любит мифологию и мистификацию, поэтому формирует вокруг себя целый мир. Больше месяца художник потратил на создание новой серии работ «Психотека». Она предназначена для инсталлирования в городской среде. Изначально автор планировал разместить ее в Татарстане, но потом решил оставить в Самаре. Именно эту серию автор показал в «Нулевой комнате». Он предложил зрителям выбрать две главные картины — «хорошую» и «плохую». Группа из десяти человек должна была определить произведения в эти категории, основываясь на собственных впечатлениях и эмоциях. — Недаром этот проект называется «Психотека — хранилище душ», — объясняет художник. — Подразумевается, что все это фрагменты некой живописной вселенной. Здесь отражены ее обитатели, первостепенные и второстепенные герои. Может быть, каждый фрагмент — это некий постер отдельной истории. Чтобы ее развернуть, нужно проследить за главным персонажем, используя драматический треугольник. Пример: герои — дракон, принцесса и рыцарь. То есть агрессор, жертва и некий спаситель. Из них складывается прекрасная история о живописной вселенной. Однако три персонажа — это слишком много. Есть истории про двух героев, возьмем «Дон Кихота». Еще один пример — «12 стульев», где участники борются с жизненными обстоятельствами. Кажется, что главный — Остап Бендер. Но если посмотреть, у кого проявляется дуга характера, то за все повествование меняется только Киса Воробьянинов. Олег Захаркин предложил гостям паттерны для создания персонажей — протагониста и антагониста. Каждый зритель попытался оживить абстрактные изображения в своих фантазиях. В представленных работах присутствующие увидели людей, птиц, огромный глаз и даже черного кота. В итоге посетители разделились на две команды, каждая выбрала по картине. На одной вырисовывался образ мифического существа, которое вырывается из древнего обелиска на фоне огненного шара. В сюжете присутствуют и другие персонажи, наблюдающие за происходящим. На второй картине — двуликий герой, который предлагает попробовать напиток в баре. Возможно, в сосуде — священная вода из источника, а питейное заведение на самом деле — храм. По итогу именно эти работы украсили один из перекрестков города. Теневые моменты личности На подобных встречах художник старается определить грани восприятия зрителей, их реакции, эмоциональное и интеллектуальное наполнение. — С этими картинами я провожу тесты, ролевое моделирование — когда нужно выбрать персонажа и описать его. В примитивном понимании хороший герой обладает самыми лучшими чертами по нашему субъективному мнению. У меня один набор качеств, у кого-то другой. С положительным персонажем хочется себя ассоциировать, потому что любая литературная история работает тогда, когда зритель или читатель может сравнить себя с героем. Такие медиативные практики актуальны всегда и для каждого, — отмечает Олег Захаркин. По сути творчество художника — это эксперимент с сознанием не только автора, но и зрителя, когда обнажаются теневые и скрытые моменты личности. Олег Захаркин — выпускник «Независимой школы современного искусства», автор короткометражных фильмов и видеоинсталляций. Окончил Самарский государственный университет, получил специальный приз жюри на XIV международном кинофестивале «ДебоширФильм». Фотографии автора