Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   | 

06:07, 30.11.2023

Чем полезно кино про ментальные заболевания

«Избавить социум от страхов»

Ментальные заболевания часто фигурируют в кинематографе. Снято множество картин о героях с аутизмом, шизофренией, синдромом дефицита внимания, обсессивно-компульсивным расстройством и другими недугами. «Самарская газета» решила выяснить, насколько правдоподобно изображают нарушения психического здоровья на экране и почему просмотр таких фильмов может быть полезен для обычных людей. На вопросы ответила клинический психолог Екатерина Гуськова. Клинический психолог Екатерина Гуськова Тогда и сейчас В 2023 году люди уделяют большое внимание соматическому и ментальному здоровью. Естественно, любые глобальные тенденции отражаются в искусстве, в том числе и кинематографе. В прошлом веке психология и изучение поведения человека были часто перемешаны с мистицизмом, таинственностью и ужасами. Психбольницы изображались кошмарным местом, где над пациентами ставили жестокие опыты. В целом образ человека с ментальными расстройствами был гиперболизирован. Больные люди становились героями криминальных драм, детективов и триллеров. Это сформировало в массовой культуре шаблонный образ человека с отклонениями в психике.  Однако наука развивалась. Психиатры постепенно понимали, что у пациентов тоже есть права. Врачи находили связь между личностью и средой, в которой она развивалась, а также травмами. Это стали отражать и в кино. В 1957 году на экраны выходят картины о персонажах с диссоциативным расстройством личности. Это «Лиззи» (12+) Хуго Хааса и «Три лица Евы» (12+) Наннэлли Джонсона, в которых зритель уже сочувствует героиням и понимает, что их нельзя навсегда закрывать в психиатрической клинике.  Правда, в 1960-х годах еще продолжали стигматизировать некоторые болезни. Например, в фильме «Психо» (16+) Альфреда Хичкока был показан маньяк-убийца, в котором существовало несколько личностей, одной из них была его покойная мать. Многие до сих считают, что эта картина повлияла на негативное восприятие диагнозов и ввела в обиход грубое слово «псих».  А вот в 1980-90-х ментальные заболевания уже представляли по-другому. Больных стали показывать как полноценных членов общества. Также большое внимание начали уделять шизофрении, о которой сняли десятки фильмов, в том числе «Донни Дарко» (18+) и «Игры разума» (12+). — Если раньше в картине «деревенский дурачок» мог быть просто эпизодическим персонажем, передающим общую атмосферу, то теперь человек с умственной отсталостью становится одним из героев. Его проблемы заслуживают не меньшего внимания зрителя, — подчеркивает Екатерина Гуськова. — Однако вопросы психического здоровья в прошлом веке поднимались по большей части на Западе. Снимали про депрессию, про аутизм, про олигофрению, шизофрению, про физические травмы, про то, как человек к ним приспосабливается, и так далее. В СССР и России того времени меньше фильмов подобного рода. Общество жило другими проблемами и задачами. Сейчас и у нас начали освещать тему психического здоровья в кино, но все равно не в таких масштабах. Плюсы и минусы Современный художественный фильм ставит перед собой задачу повлиять на зрителей с положительной стороны, то есть снять некоторые ярлыки с больных людей, развеять их негативный образ, упростить понимание психических заболеваний в обществе и избавить социум от некоторых страхов. Но иногда индустрия способствуют навязыванию стереотипов. Из-за этого люди на основе просмотренных сериалов или полнометражных картин начинают ставить всем диагнозы, например, аутизм, биполярное расстройство, ОКР. — Лучше всего отражают специфику документальные фильмы. Они направлены на исследование и всестороннее освещение конкретного заболевания, — говорит психолог. — В художественном фильме все зависит от консультантов. Из собственных наблюдений могу сказать, что в развлекательном кино (приключенческих фильмах, фэнтези, детективах, боевиках) психические заболевания часто утрированы, а их симптомы искажены. Там главное — зрелищность, для этого все и делается. А вот в драмах и мелодрамах, как правило, сюжет более проработан. Там нацеленность на тонкость чувств, на проживание моментов. Поэтому в них ментальные расстройства чаще показаны точно. Хотя, конечно, бывает и наоборот. Фильмы про героев с диагнозом смотрят и сами психологи. Иногда благодаря примерам из кино становится понятнее, как проявляет себя тот или иной недуг. Некоторые особенно качественные картины даже включают в программу обучения специалистов как красочные иллюстрации к теории.  — Лично я смотрю такое кино, потому что мне интересно все, что связано с мозгом и психикой человека. А еще это улучшает понимание. Можно проследить за поведением пациента, его бытом и прочими аспектами жизни хотя бы на экране, — уточнила Гуськова. Заблуждения и ошибки Стереотипы о ментальных заболеваниях возникают тогда, когда создатели кино не занимаются глубоким изучением проблемы. Например, многие психологи считают, что в картине «Пролетая над гнездом кукушки» (18+) люди с расстройствами показаны неправильно. На деле это не маргиналы и отщепенцы. Они не являются жестокими или опасными, а напротив, чаще сами становятся жертвами насилия. Пациенты каждый день борются со своими симптомами, пытаются формировать отношения и участвовать в социальной жизни. Конечно, в отдельных случаях психическое заболевание может стать причиной агрессивного поведения, но подавляющее большинство людей с расстройствами не склонны к насилию. Это не маньяки с ножами, переодевающиеся в своих родственников безумцы, как в «Психо», садисты и так далее. Они могут контролировать свои эмоции, нуждаются в поддержке и лечении. — Самый распространенный миф о психических заболеваниях в кино — это высокая степень социализации и интеллекта людей с такими проблемами, — объясняет Екатерина Гуськова. — В фильмах очень часто можно увидеть, как личности с диагнозом работают в правоохранительных органах, поликлиниках, научных институтах и других местах, проявляя свои незаурядные способности и общаясь с окружающими с чудинкой. В жизни чаще всего дела обстоят далеко не так. Высокий интеллект совершенно необязательно сопровождает заболевание, скорее бывает наоборот. И в социуме такие люди адаптируются с большим трудом, почти не заводят дружеских или романтических отношений. В целом в кино часто все слишком позитивно: человек был валидирован, ему помогли, он справился и теперь бодр и весел. Хорошая мотивация, с одной стороны. Но с другой — некоторое обесценивание проблемы. Для расширения кругозора Сегодня герои с ментальными заболеваниями и невротическими расстройствами стали встречаться в фильмах очень часто. Сам диагноз в картинах не является важным фактором и никак не подчеркивается. Тема расширяется и выходит за границы игрового кино, проявляется в анимации, в независимых и малобюджетных картинах. Плюс ко всему, сами актеры делают громкие публичные заявления, говоря о своих проблемах с психическим здоровьем. Отсутствие табу позволяет выбирать, что снимать и смотреть.Есть картины, которые рекомендуют тем, у кого в жизни есть проблемы, например, болеет кто-то из родственников. Также существуют фильмы, которые будут полезны любым зрителям для расширения кругозора. Они помогут лучше понять окружающих, осознать ценность собственной жизни и отношения с близкими.  Екатерина Гуськова рекомендует следующие ленты: «Темпл Грандин» (18+), «Антон тут рядом» (12+), «Человек дождя» (18+), «Что гложет Гилберта Грейпа?» (18+), «Пробуждение» (12+), «Планета Ка-Пэкс» (12+), «Джокер» (18+), «Сплит» (18+), «Дура» (12+). В списке два фильма отечественного производства. Подобных картин много, но, по мнению психолога, именно в этих заболевания отражены наиболее правдоподобно.  Фотография спикера из личного архива

Автор: Жанна Скокова
Ключевые слова: Новости кино
Источник: Самарская газета
просмотров: 23

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.