Календарь

Август 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   | 

09:58, 27.02.2024

В театре драмы обсудили спектакль «Дети солнца»

Самарский академический театр драмы пытается вернуть традицию обсуждения спектаклей. В ноябре прошлого года дискуссию, бурлившую в интернете вокруг спектакля «Мертвые

Самарский академический театр драмы пытается вернуть традицию обсуждения спектаклей. В ноябре прошлого года дискуссию, бурлившую в интернете вокруг спектакля «Мертвые души» в постановке Ивана Комарова, было решено перенести в зрительный зал. Обсуждение «русской готической сказки» прошло эмоционально. Сторонники сценического эксперимента и свежего взгляда на классику, обладая численным преимуществом, твердо отстаивали свою позицию. К сожалению, на судьбе премьеры по мотивам произведений Николая Гоголя это никак не сказалось. Обосновывая решение низкими продажами билетов, руководство театра сняло «Мертвые души» из репертуара. Судьба спектакля по пьесе Максима Горького «Дети солнца», премьера которого состоялась в ноябре прошлого года, более благополучна. Закрывать постановку никто не собирается, а повод для разговора — услышать мнение зрителей, ответить на их вопросы, синтезировать театральную дискуссию с участием режиссера, актеров, театральных критиков. Режиссер спектакля Сергей Морозов, он же заместитель директора по координации и реализации творческих проектов театра драмы, отдал «на растерзание» публики свою вторую постановку на самарской сцене (первым его спектаклем стал бенефис Владимира Гальченко — «Фредерик, или Бульвар преступлений») и стойко выслушал все отзывы, некоторые из которых были весьма нелицеприятными. — Почему Горький так важен для самарской сцены? В нашем краевом театре была осуществлена первая в стране постановка спектакля по повести «Фома Гордеев». Мы опередили на шесть дней частный театр Шабельской в Петербурге. Кроме того, наш город гордится, что 15 месяцев Горький работал в «Самарской газете» и везде говорил, что здесь родился как писатель. За 123 года, начиная с 1901-го, на данной сцене был поставлен 41 спектакль по его произведениям (12 пьес и четыре прозаических). Считаю, что это большое достижение. Горький — сложный драматург, для нынешнего дня в особенности. Потому что он многословный. Мы так отвыкли от этого. Привыкли к видеоряду, музыке, сокращениям. В спектакле «Дети солнца» получилось показать столкновение не только характеров и чувств, но и мыслей. Мне очень понравилось, как реагировал сегодня зал. Его уместный смех, его дыхание. Было видно, что людям интересно, — начала обсуждение театральный критик Ольга Журчева. Мечтатели или демагоги? Звучали положительные отзывы: «Я бы хотела, чтобы этот спектакль посмотрела молодежь», «Хочу вас поблагодарить за то, что вы нам показали бездну человека и свет», «Я очень люблю эту пьесу, и вы поставили ее именно так, как я себе представляла». Одна зрительница высказала мнение, что ее разочаровали персонажи: — Герои просто проговаривают свою позицию. Они ничего не делают и не могут научить хорошему. Только говорят. За героев вступилась исполнительница роли Елены Протасовой Наталия Прокопенко: — Не согласна с тем, что герои ничего не делают. Они могут заблуждаться, как и все люди, мечтать, стремиться к чему-то. Ничто человеческое им не чуждо. Моя героиня старается сделать мир лучше. И у нее есть четкое представление о том, чего делать нельзя — нельзя причинять боль другому, — отметила Прокопенко. Современна ли классика? Один из вопросов из зала звучал так: «Почему Горький? Почему не современная пьеса?» — В спектакле мы нашли вневременную эстетику, чтобы оторвать от конкретики 1905 года. Если наши актрисы появятся на каком-нибудь вечере в своих костюмах, на них не будут странно смотреть. Современен тот театр, который в первую очередь работает с актуальным содержанием текста. Мне показалось правильным и определенным вызовом и для себя, и для труппы вновь обратиться к драматургии Горького, которая в последние годы нечастый гость на этой сцене. Для меня было важно именно данное название. Этот текст дает возможность порассуждать, окунуться, затронуть в себе спящие струны. Для меня очень важна вертикаль жизни. В самый страшный и трагический момент Протасов говорит: «Люди должны быть светлыми как солнце». Это воззвание к самому себе, к участникам спектакля и обращение к зрительному залу. К сожалению, очень часто обстоятельства толкают нас к тому, чтобы жить по горизонтали — в мелких заботах. А люди должны быть светлыми как солнце, — ответил Морозов. Сериал на сцене? Из зала звучала и критика: — Мне казалось, что я три часа смотрела мелодраматический сериал. Основные события происходят за кулисами, долгие-долгие диалоги. Решение спектакля — примитивно. Смерть обозначать красной ленточкой — это уже настолько избито. Народ — какие-то звери с палками. Морозов ответил в спокойной манере: — Могу сказать спасибо. Значит, этот спектакль так увиделся вам. В репертуаре нашего театра вы можете найти другое название, которое не покажется сериалом. Даже если спектакль понравится только одному зрителю в зале, я буду считать, что мои усилия не пропали даром. Еще одна зрительница пожаловалась, что в пьесе более подробно раскрыт характер Елены — жены Протасова. — Я готов поставить более детально. А вы готовы смотреть пятичасовой спектакль? Мы с болью резали текст Горького. Например, сцену объяснения между Протасовым и Еленой сократили с пяти страниц до пяти строчек. Но поскольку мы репетировали его целиком, он не исчез бесследно, а сохранился на другом уровне, — возразил Морозов. Сложно сказать, есть ли у проекта «Диалог со зрителем» будущее. Пока на обсуждение после спектакля осталась только пара десятков добровольцев. Может быть, виной тому продолжительность спектакля — три часа сценического зрелища все же выматывают. А может, отсутствие привычки, и постепенно славную традицию, заложенную в театре Петром Львовичем Монастырским, и прервавшуюся на несколько десятилетий, удастся возродить. Сергей Морозов, режиссер спектакля «Дети солнца», заместитель директора по координации и реализации творческих проектов Самарского академического театра драмы им. Горького: — В нынешнем сезоне в театре мы выбрали направление русской классики. Прошли премьеры «Дети солнца» Горького, «Сказка о мертвой царевне» Пушкина, впереди спектакль по «Герою нашего времени» Лермонтова. Но при этом мы развиваем и направление современной драматургии. У нас есть «Катапульта», «Весы», «Это все она». В марте состоится премьера «На дне.doc» режиссера Дмитрия Крестьянкина. Если текст Алексея Максимовича написан 118 лет назад, то текст новой постановки — менее, чем 118 дней назад. Он создавался на основе монологов современных жителей Самары. Театр должен работать для разной аудитории. Татьяна Журчева, театральный критик: — Искусство создается не для того, чтобы кто-то брал пример с персонажей. Оно задает вопросы. Мы хотим найти ответы, а их не предлагают. И Горький в этом смысле был самый вопрошающий писатель из всех, кого я знаю. Пьеса «Дети солнца» задается его вечным «Что есть человек?» Этот вопрос звучит сквозным мотивом, начиная от «Песни о Соколе» и заканчивая «Жизнью Клима Самгина». Горький писал о том, что столкновение со злом может убить в человеке душу. И это самое страшное. Пьеса невероятно современная. Не эпидемией, которая так знакома нам сегодня, а тем вопросом, который актуализировался: «Где человек?» Фотографии: Самарский академический театр драмы

Автор: Маргарита Петрова
Ключевые слова: Самара
Источник: Самарская газета
просмотров: 23

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.