В школе №132 состоялся финал окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области-2024». Шесть педагогов, дошедших до этого тура,
В школе №132 состоялся финал окружного этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области-2024». Шесть педагогов, дошедших до этого тура, провели мастер-классы. Через отбор Окружной этап конкурса проходил в 21-й раз. В этом году заявки на участие подали 36 педагогов. — Второй год подряд мы начинаем конкурс с отборочного тура, который проходит во внутригородских районах, — рассказала руководитель городского департамента образования Ирина Коковина. -После него в окружной этап вышли 11 педагогов, которые далее представляли свой опыт на различных конкурсных мероприятиях. Они показывали открытый урок — его нужно было провести с незнакомыми детьми на тему, определенную календарным планированием. Затем следовало внеклассное занятие. Финальным испытанием для шести сильнейших участников традиционно стал мастер-класс. Это прекрасная возможность рассказать о своих педагогических находках, накопленном опыте. На мой взгляд, самая интересная часть конкурса. Красной нитью На протяжении всех испытаний каждый участник, применяя разные приемы и технологии, демонстрировал определенную методическую идею. Она красной нитью проходила через все выступления, на ней педагог делал акцент в финальном мастер-классе. Учитель русского языка и литературы Вальдорфской школы Анна Осман в своих выступлениях представила тему «Воспитание читателя на уроках литературы». Преподаватель истории и обществознания дневного пансиона-84 Алла Романова — «Развитие глобальных компетенций учащихся». Педагог по английскому языку гимназии №133 Татьяна Щербакова порассуждала о нейросети как инструменте формирования функциональной грамотности. Объектом изучения преподавателя математики и информатики школы №7 Алексея Мурзакова стало применение межпредметных связей на уроке информатики. Учитель начальных классов школы №10 Вячеслав Логинов сконцентрировал внимание на интегрированном подходе в обучении. Преподаватель физики школы №67 Роман Быков обратился к решению экспериментальных задач. — В ходе конкурсных мероприятий были подняты вопросы, связанные с инновациями в образовании. Радует, что наши педагоги активно используют новейшие формы и методики, а технические средства прочно вошли в процесс обучения и укрепились в нем, — отметила сопредседатель оргкомитета конкурса, член жюри, председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки Антонина Гудкова. Удивить, научить, дать полезную информациюКаждому участнику на проведение мастер-класса давали 15 минут. — Цель мастер-класса — удивить, научить и дать полезную информацию, которая и коллегам, и присутствующим здесь учащимся пригодится в будущем. Именно на это я ориентировался при подготовке к финальному испытанию, — комментирует Алексей Мурзаков.В своем выступлении он рассказал о поиске информации в интернете. Ее сегодня очень много — как полезной, так и совершенно пустой. Школьники и педагоги, в том числе при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, сталкиваются с проблемой как отличить нужное от ненужного. Преподаватель информатики дал несколько профессиональных советов. Алексей рассказал, что окончил социально-педагогический университет в 2020 году. Устроился в школу №7 и сразу же проявил интерес к конкурсам профессионального мастерства. Выяснилось, что для участия в «Учителе года» нужен определенный педагогический стаж. Как только он был накоплен, Алексей подал заявку. Кроссенс и фрейминг Алла Романова назвала свой мастер-класс «Река времени».— Учитель должен чувствовать время, понимать, какие вызовы ему предъявляет та или иная эпоха, — считает преподаватель истории. — В современных условиях мы сталкиваемся с постоянной стандартизацией культурных явлений, попыткой навязать нам стереотипы поведения. В такой ситуации существует опасность потерять историко-культурную идентичность. Сегодня я хочу поговорить о том, как этого избежать и передать нашим ученикам традиционные ценности, вызвав у них эмоциональный отклик. Конкурсантка рассказала, что для лучшего запоминания дат и событий нередко использует произведения искусства. В частности, отрывки из художественных фильмов. Когда учащиеся видят на экране не только историческую личность, но живого человека, усиливается интерес к этому персонажу. Также Романова продемонстрировала несколько универсальных приемов, основанных на использовании ассоциативного мышления. Например, прекрасно работает головоломка, получившая название кроссенс. Она представляет собой серию картинок или символов, каждый из которых связан по смыслу с предыдущим и последующим или с центральным. — Этот подход хорош тем, что может содержать в себе и определения, и формулы, и иллюстрации, и много чего еще, — объяснила Алла. — Мы можем использовать его на любом этапе урока: на создании проблемной ситуации в начале, повторении, обобщении, работе в группах.Подобный кроссенс, связанный с Петром Первым, было предложено разгадать и присутствующим. Педагоги быстро определили, что «солнце русской поэзии» — это Александр Сергеевич Пушкин, автор поэмы «Медный всадник», а андреевский флаг впервые стал использоваться как флаг российского флота именно при Петре Первом.Еще один предложенный метод — сочетание несочетаемого. Фокус-группе было дано задание найти аналогии между химическими реакциями и событиями Петровской эпохи. Например, реакция разложения вызвала ассоциацию с двоецарствием.Также конкурсантка продемонстрировала технологию фрейминга, которая хороша при повторении большого объема данных, в частности, при подготовке к экзаменам. Такой подход позволяет сжать информацию и сделать ее опорной. В поисках пропавшего щенка Татьяна Шербакова представила мастер-класс «Нейросеть как инструмент формирования функциональной грамотности, или В поисках пропавшего щенка». В основе изучения функциональной грамотности лежит текст. Как известно, он бывает сплошным, который читается построчно, и несплошным — воспринимается вместе с образом. Психологами доказано, что второй вариант лучше. Татьяна предложила отточить навыки работы с несплошными текстами в ходе ролевой игры. Представителям фокус-группы надо было почувствовать себя шестиклассниками и начинающими детективами, которым предстоит разыскать пропавшего щенка. Именно такой сценарий рекомендовала нейросеть по запросу педагога. Для начала участникам фокус-группы предстояло перевести сплошной текст в несплошной. А именно — создать объявление в форме таблицы. Когда это было сделано, появились предположения, где щенок может находиться. В ходе поисков следовало опросить свидетеля — конечно же, на английском языке, а затем прослушать и перевести его ответ. В результате щенок был найден, члены фокус-группы получили сертификаты детективов.Конкурсантка продемонстрировала, какие текстовые формы может создавать нейросеть. Например, стихотворение от лица потерянного щенка. Его можно использовать для совершенствования навыков — лексических и аудирования. По мнению жюри и зрителей Впервые в истории проведения конкурса имя победителя окружного этапа было названо сразу же, в день проведения финальных испытаний. — При оценке участников мы учитывали не только глубокое знание предмета и умение донести информацию до учащихся, но и такие качества, как креативность, артистизм, — пояснила Антонина Гудкова. Решением профессионального жюри победителем окружного этапа конкурса «Учитель года» стала Алла Романова. Лучшим молодым учителем признан Алексей Мурзаков. По традиции работало детское жюри. Старшеклассники школы №132 выбрали своего победителя. Большинство из них высоко оценили выступления Татьяны Щербаковой. За этого же преподавателя проголосовало и педагогическое сообщество — учителю гимназии №133 вручен приз зрительских симпатий. Все шестеро финалистов будут представлять наш город на региональном этапе конкурса. Фотографии автора