В ЦРК «Художественный» картину «Бери да помни» (12+) представила и обсудила со зрителями заслуженный работник культуры Республики Татарстан, киновед, критик,
В ЦРК «Художественный» картину «Бери да помни» (12+) представила и обсудила со зрителями заслуженный работник культуры Республики Татарстан, киновед, критик, автор профильного блога, член жюри и эксперт международных фестивалей Адиля Хайбуллина. Лента «Бери да помни» режиссера Байбулата Батуллина прошла в широком прокате на русском языке, хотя в оригинале была снята на татарском. Это история о шестилетнем Ильхаме, который проводит лето в деревне, но сильно скучает по родителям. Чтобы развлечь внука, дед Расим вспоминает игру «Бери да помни», благодаря которой начинается череда исполнений желаний. Поначалу происходящее не нравится жене Расима — Суфие. Но постепенно игра самым невероятным образом меняет как жизнь этой семьи, так и жизнь и мечты всей деревни. Начинаясь с самых простых и детских — ведро мороженого, ванна газировки, мечты становятся все масштабнее и удивительнее: выступить со стендапом по телевидению, отремонтировать школу, открыть кафе, переехать в Париж. Главным элементом притяжения на афише фильма «Бери да помни» стало лицо Розы Хайруллиной. Актриса знакома самарскому зрителю не только по популярным картинам («Орда», 18+, «Чемпионы», 6+) и сериалам («Зулейха открывает глаза», 12+, «Псих», 18+, «1703», 18+), но и по своим блистательным ролям в театре «СамАрт». Урожайный год С 30-х годов до конца ХХ века полнометражных игровых картин в татарском кино не было. Первой значительной работой стала «Куктау» (12+) Ильдара Ягафарова в 2004-м. И каждое десятилетие в лучшем случае появляются одна-две. 2023 год для нашего регионального кино удивительный и особенный. Две картины молодых татарстанских режиссеров вышли в широкий прокат. Первая — этнотриллер «Микулай» (18+) Ильшата Рахимбая с Виктором Сухоруковым в главной роли. Вторая — «Бери да помни» Байбулата Батуллина — комедийная драма с национальным колоритом. Интернациональная игра Байбулат Батуллин — ученик известного режиссера Алексея Попогребского (автор фильмов «Коктебель», 18+, «Простые вещи», 12+, «Как я провел этим летом», 18+ — прим. авт.). Он признался, что у него деформированная психика после московской школы кино — везде ищет истории и сюжеты. Его короткометражные картины «Половинки» (16+) и «Показалось» (18+) имели шумный успех на фестивалях. До создания картины автор думал, что «Бери да помни» — национальная татарская игра. Но когда он начал изучать этот вопрос, то узнал, что она популярна и у русских, и у болгар, и у американцев. Известная забава становится сюжетообразующей для одноименного фильма. При всей легкости повествования, при всей интонационной теплоте картина говорит об очень серьезных вещах. Не только про утрату близкого человека и рефлексию на эту тему, но и про то, что происходит с татарской деревней, с национальным поселением. Наследник татарской интеллигенции Байбулат из семьи представителей татарской интеллигенции. Исполнитель главной роли в фильме — Рабит Батулла — его отец. Ему 85 лет, он выпускник Щепкинского училища, известный в Казани драматург, радиоведущий. Последнее время Байбулат стал замечать, что у папы нет настроения, нет желания гулять, у телевизора появились фантики от конфет. Таким образом картина стала для Байбулата не только первым полнометражным дебютом, но и попыткой поднять настроение своему папе. На фестивале «Короче» в Калининграде эта работа взяла главный приз в секции полного метра. Фильму аплодировали 20 минут. Потому что неважно, татарская это деревня или нет. Это личная история, которая сделана очень честно и поэтому затрагивает каждого. Очень сложно мне, будучи татаркой, профессионально отделить себя от того национального культурного кода, который заложен в фильме «Бери да помни». В моей богатой практике не так много случаев, когда я начинаю лично подсоединяться к увиденному произведению. Картина очень трогает. Живописная деревня Режиссер искал исполнителя роли мальчика. Ему понравился Юнус Таиров, но он не слишком хорошо говорил по-татарски. Параллельно с кастингом Батуллин выбирал натуру для съемок. Нужна была живописная деревня, без сайдинга и гипсокартона. Он ездил по селам, знакомился с мальчиками, которые там живут, и обратил внимание, что молодое поколение по-татарски практически не разговаривает. И тогда Байбулат вернулся к кандидатуре Юнуса. Для режиссера было принципиально, чтобы большинство ролей в картине исполняли непрофессиональные артисты. Он утверждает, что это помогло избежать театральной манеры существования в кадре, которая присутствует практически у всех татарских актеров. У фильма очень хороший художник-постановщик — Марфа Гудкова. Она активно сотрудничала с точки зрения стилизации дома и других локаций с деревенскими местными жителями. А те и сами приходили к группе и спрашивали: «Может быть, вам посуда нужна? Полотенце?» Для них съемки были праздником. Они, конечно, не понимали, что фильм выйдет в широкий прокат по всей стране, а просто радовались мероприятию. В музыкальном оформлении присутствуют всех классические «позывные», на которые реагируют жители Татарстана. Но при этом мелодика, лиричность звучания не могут не тронуть даже тех, кто никогда не слышал этих песен и не понимает слов. За что я все время ругаю наше национальное кино? За стандартное изображение традиций и спекуляцию на теме фольклора. Я хотела бы, чтобы татарскую деревню сняли по-другому. Батуллин сделал грандиозную вещь. Он оставил все коды и национальные маркеры, но при этом сохранил абсолютно современный режиссерский подход. Его метод рассказывания истории потрясающий. В классическую музыку и народные локации он включил свободу художественного решения. Больше всего подкупает интонация этого фильма. Сложная режиссерская партитура Батуллин писал роль главной героини, представляя именно Розу Хайруллину. Это не типичная татарская бабушка. Режиссер говорил о том, что она напоминает его маму. И опять мы видим, что это его личная история. Воспоминания о детстве. Поэтому такие яркие цвета, поэтому так много солнца, поэтому все происходящее немного романтизированное и сказочное. Автор воскрешает свои ощущения, которые являются общими для всех нас: кто не ел булку с маслом, посыпанную сахаром? Постановщику удалось избежать чрезмерности и избыточности, экспрессивной манеры общения. У него сложная интонационная режиссерская партитура. Байбулат пользуется классическим приемом съемки, когда камера стоит на одной точке, а история выстраивается внутри кадра. Таким образом зрители вместе с маленьким главным героем становятся наблюдателями той жизни, которая происходит в деревне. Картину характеризуют неспешность и отстраненность. В фильме огромная концентрация любви. В нем нет отрицательных персонажей, которые провоцировали бы конфликт. Есть страшное жизненное происшествие, которое концентрирует в себе все зло, а остальное идет только с плюсом. Никита Никитин, аналитик кинопроката, ведущий киноклуба «Треугольник» в ЦРК «Художественный»: — Прекрасно, что выходят такие картины, как «Бери да помни», которые объединяют общечеловеческую универсальность и национальную эксклюзивность. Здорово, что у нас есть татарское, якутское, башкирское, сибирское кино. Которое к тому же пользуется спросом. Картина «Бери да помни» собрала 14 миллионов рублей в прокате. Надеюсь, эта традиция продолжится и мы будем смотреть национальное кино, но уже на его родном языке. Фотография: кадр из фильма