В жаркий осенний полдень, в последний день бабьего лета, в пятницу, 12 сентября на набережной реки Волги чуть сбоку от Полевого спуска под Дворцом бракосочетания произошло «поистине историческое событие». В Самаре торжественно открыли памятник первому самарскому воеводе, князю Григорию Осиповичу Засекину. Золотисто коричневую ткань, очень похожую на театральный занавес, равно как и на футболки московского ЦСКА, которые игроки надели сразу после завоевания Кубка УЕФА, с конной скульптуры, скачущей от офиса «Роснефти» в направлении речного порта, сорвали молодые мужчины в оперных костюмах стрельцов «эпохи Петра I». А руководили ими, молитвенно замерев перед выложенным из цветов гербом Самары, врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин, глава областной столицы Дмитрий Азаров и председатель городской Думы Александр Фетисов.
Торжественная церемония с элементами театрализации, просмотром историко-патриотического фильма, плясками и «фольклорными песнями» XIX века в исполнении Волжского народного хора имени Петра Милославова задержалась минут на сорок. И около пятидесяти весьма известных в Самаре граждан, депутатов, чиновников, журналистов, актёров, писателей, и около тысячи школьников, учащихся, студентов и примкнувших к ним бабушек и внуков вынуждены были томиться под ласковым солнцем в ожидании исторического события. Самые стойкие, естественно, стояли, остальные присели и прилегли прямо на газонах.
И вот на больших экранах с двух сторон сцены, обрамлённой металлическими конструкциями с наклеенными на них декорациями деревянной крепостной стены с башнями, появились три «лодьи» со стрельцами. Два стилизованных судна издавали тихое моторное звучание, одно плыло само, как во времена Федора Иоанновича.
Зачитав Указ царя, написанный, по одной из версий, Борисом Годуновым, ведущий пригласил на сцену Николая Меркушкина, Дмитрия Азарова, Александра Фетисова и автора скульптуры основателя самарской крепости Карэна Саркисова.
После патетических выступлений, в которых конная скульптура была названа «настоящим чудом», а усилия по её установке и изготовлению «выдающимися», главные официальные лица наградили историков Эдуарда Дубмана, Петра Кабытова и Глеба Алексушина почётными грамотами, вспомнили приболевшего краеведа Александра Завального, говорившего о необходимости памятника основателю города еще 30 лет назад, и проследовали к мраморному постаменту, который был разоблачён под восторженные вздохи впереди стоящих пожилых дам.
Надо отметить, что очень выразительный постамент из светлого, розоватого мрамора невероятно похож на античную гробницу, по бокам которой установлены барельефы, повествующие о строительстве самарской крепости. После акта-апофеоза к памятнику бросилась городская элита, возложившая к подножию постамента гвоздики, что ещё больше усилило впечатление метафизического перехода свадебного фольклорного праздника в древнегреческую или древнеримскую трагедию высокого поминального торжества.
Скульптура Григория Засекина с огромной хоругвью в деснице, восседающего на нетерпеливом коне, который в профиль отчаянно похож на конька-горбунка, а спереди и сзади на живую лошадь, выполнена в натуральный размер. Благообразный, статный, спортивного телосложения князь, носивший кличку «Зубок» и являвшийся дальним и бедным родственником Иоанна Грозного, спокойно и уверенно взирает вдаль, не обращая внимания на пляски, течение реки Волги, Полевой спуск и возможных в этих степных местах на краю Дикого поля казаков-разбойников, половцев и ногайцев . Скульптура выполнена в квазиреалистической эстетике, одновременно вызывая ассоциации с аналогичными европейскими памятниками XVIII века и попытками их отечественной симуляции в последующие века.
Напомним, что конкурсная комиссия выбрала в качестве победителя работу Карэна Саркисова с формулировкой, что «она нуждается в серьёзной доработке» и с оговоркой, что члены комиссии назвали её лучшей на фоне совершенно беспомощных остальных проектов.
Дождавшись убытия важных персон горожане, прежде всего, дети, бросились рассматривать бронзового коня со всех сторон, удивляясь «фантастическому» хвосту и натуралистическим подробностям других частей и органов безымянной лошади основавшего в конце весны – начале лета 1586 года Григория Осиповича Засекина.
Глеб Райт
Фото Сергея Осьмачкина