Популярная песенка времен Гражданской войны про шарабан высмеивала Колчака за сотрудничество с иностранными державами, из-за которого он-де перестал иметь какое-то отношение к России. Похожие куплеты можно сочинять теперь про АвтоВАЗ – собственники из Франции и Японии, менеджеры из Швеции и Индии, а запчасти совсем скоро станут китайскими.
Мундир английский,
Погон французский,
Табак японский,
Правитель омский.
Именно так пели представители «победившего гегемона» в 1920 году, издеваясь над экс-верховным правителем Колчаком. Они «саркастически как бы намекали» на то, что финансовыми субсидиями и обильной материальной помощью союзники прибрали к рукам «проект Белое дело».
Но оставим нюансы красно-белых отношений и перенесёмся в текущую реальность. Бывший «флагман отечественного автопрома» и «крупнейший российский производитель» АвтоВАЗ уверенно превращается в большой такой (пока ещё) шестереночный механизм (причём чем дальше, тем больше не в уникальный, а в «один из») международного альянса Renault-Nissan. В конце июня текущего года как-то совсем тускло и невыразительно «прошелестела» по федеральным автоСМИ новость о том, что RN приобрел себе «ещё больше АвтоВАЗа». Дело в том, что в 2012 году появилась в «стране победившей толерастии», Нидерландах, фирма Alliance Rostec Auto BV, созданная «на двоих» концерном Renault-Nissan и корпорацией «Ростех» для одной-единственной цели – управление АвтоВАЗом, потому что 74,51% акций «тольяттинского автогиганта» принадлежит «голландскому проекту».
Так вот, в конце июня сего года президент RN Карлос Гон объявил, что его концерн «докупил» себе акций Alliance Rostec Auto BV до 67,13%, а у «Ростеха» осталось «всего ничего» – 32,87%. Так что французы и японцы, а также нанятые ими «менеджеры-иностранцы» нынче владеют АвтоВАЗом, что называется, «с потрохами», а российские «технологисты» находятся в положении человека, которого с собрания акционеров, конечно, не выгонят, и даже выслушают – из вежливости…
После этого как-то и смысла особого нет говорить о том, что российским, по сути, остается лишь бренд «Лада», да и тот превращается в парадную вывеску – концепт LADA XRAY, «отец родной» новых моделей, разработан на платформе Renault-Nissan. А «своя собственная творческая мысль» в лице вице-президента по техническому развитию ВАЗа Евгения Шмелева с предприятия нынешним летом уволена. Можно даже процитировать губернские СМИ: «Шмелев в последние полгода жил под прессингом вынужденного соглашательства, пытаясь как-то увязать свой инженерный потенциал с новым вектором развития, заданным Бу Андерссоном. Но увязать не получалось».
Понятно, как всё это мучительно и больно нашим российским патриотам. Например, лидеры КПРФ – те вообще уверены, что все нынешние беды АвтоВАЗа от того, что управляющий им Бу Андерссон – «шведский засланец». Но можно ведь «встать на позиции голого прагматизма», и заявить – ну и пусть японцы и французы, ну и пусть «отвёрточная сборка», зато рабочие места для россиян в нашем родном городе Тольятти.
Но и с этим в последнее время всё хуже и хуже. На август 2014-го в И-нете число сотрудников автозавода указано как 56,6 тыс. человек. Для 700-тысячного Тольятти это, конечно, всё еще много, хотя говорить о «градообразующем предприятии», как во «времена оно», видимо, уже совсем не стоит. А если вспомнить «честное обещание» руководства завода, данное в нынешнем январе, уволить до конца года не менее 7500 работников, то «картина маслом» превращается практически в натюрморт.
Но совсем безрадостно стало после растиражированного интервью вице-президента АвтоВАЗа по финансам и корпоративному развитию Евгения Белинина для французских СМИ (которое наши СМИ поспешили перевести и немного даже на эту тему поскандалить), где он заявил, что через каких-то 6 лет число сотрудников сократиться ещё на 20-25 тысяч. И неуклюжие попытки пресс-службы завода «объяснить», что «он имел в виду естественную убыль от выхода на пенсию и ненайма новых сотрудников», никого ни в чем особо не обманули. АвтоВАЗ взял уверенный курс на превращение в заурядное производство средних размеров (для сравнения – только на заводе RN в Китае, Dongfeng Motor Company, работают 70 тыс. сотрудников).
Но и это еще не всё. «Призрак санкций», а за ними и «нечта, похожего на холодную войну», основательно так забродивший в последние месяцы меду Россией и «цивилизованным миром», вырисовывает и такую перспективу – Франция и Япония могут быть «с позором изгнаны» в лице своего бизнеса из нашей страны. Что ждет тогда АвтоВАЗ?
Вариант «национализация и возрождение российского автомобиля» не получится уже потому, что его проходили, и совсем недавно – когда «Ростехнологии» (тогда еще не сокращённые в названии) отняли завод у «старой команды» и попытались «взять порулить». Закончилось всё это после вбухивания миллиардов из госбюджета продажей тем же «французо-японцам».
Поэтому, видимо, может сменится лишь вывеска - Renault-Nissan, осуществив «внутреннее перераспределение», повернется к России одним из своих «не западных» и даже «не японских» лиц. Ибо корпорация имеет дочерние предприятия и в Индии (откуда этим же летом прибыл на АвтоВАЗ новый вице-президент по закупкам Венкатран Мамиллапалле), и в Бразилии, и, естественно, в Китае.
Причём последнюю «тему», кажется, нынешние хозяева автозавода уже «начали разрабатывать», не дожидаясь «черных дней». «АвтоВАЗ заинтересован в установлении с китайскими компаниями тесного сотрудничества, которое включает в себя возможность создания совместных предприятий на территории России. АвтоВАЗ открыт для поставщиков, которые занимаются поставками электрики и электроники для автомобилей, трансмиссий, деталей подвески, компонентов для двигателей, литых дисков, сидений, подшипников и других автодеталей, которые производят китайские компании», - заявил 5 сентября в Пекине, по иронии судьбы (ну, для кого как, а для меня – по ней) Сергей Чемезов, глава корпорации «Ростех».
В общем, на заводе, принадлежащим концерну французов и японцев, управляемом шведом и индусом, будут производить автомобили из китайских деталей. И, понятное дело, забирать и делить прибыль будут тоже они. Подскажите – так в каком месте этих «мультинациональных перспектив» нужно радоваться жителям Самарской области и Тольятти?
Михаил Барклай