Вчера, 25 мая, состоялась публичная презентация эскизного проекта реконструкции площади Куйбышева и прилегающих скверов, ставшего результатом работы так называемого «воркшопа». Проект, как утверждают в дизайн-бюро «Формограмма», направлен на подготовку одной из главных площадей города к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году. И Самара, не исключено, сохранится в списке принимающих мундиаль городов. По официальной версии, работа над эскизным проектом является инициативой «неравнодушных» архитекторов, дизайнеров и прочих активных горожан, а вовсе не «заказом сверху».
По словам архитекторов, в создании проекта приняли участие не только архитекторы и дизайнеры, но и неназванные психологи, социологи и другие специалисты по изучению общественного мнения. Авторы макетов заверяли, что в будущем обустройстве площади были учтены все пожелания горожан. Впрочем, как выяснилось, проведенный малоизвестной самарской экопсихологической лабораторией «Человеческий фактор» опрос, собрал 345 анкет в интернете, среди заинтересованной публики. То есть, учитывая объем и форму выборки, не является ни репрезентативным, ни научным. Более того, по мнению экспертов, больше напоминает одну из популярных форм манипулирования общественным мнением – формирующий опрос. С этим выводом согласна и участник движения «Самара для людей» Наталья Гиря: «вопросы были составлены в расчете на получение заведомо нужных ответов. Это выполнялось задание инициаторов проекта на «формирование общественного мнения». Изначальный посыл «исследователей» и воркшоперов, похоже, прост: площадь Куйбышева будет реконструироваться, решение об этом принято, но мнение горожан может быть учтено… если оно соответствует мнению заказчика. Напомним, о реконструкции площади Куйбышева региональные власти заявляли еще в прошлом году. В частности, высказывалось предположение, что площадь замостят плиткой, как это уже было сделано с площадью перед зданием правительства Самарской области.
Если верить эскизам, внешний вид площади будет изменен до неузнаваемости. По советам роллеров, велосипедистов и инвалидов-колясочников, архитекторы предусматривают мощение только внутри скверов, в то время, как сама площадь, как и сейчас, будет заасфальтирована. Судя по плакатам, представленным на презентации, ограждения скверов будут убраны. Архитектор Дмитрий Храмов пояснил журналистам, что сейчас все четыре сквера «изолированы» от площади, и гости города их зачастую не замечают.
Еще одним очень заметным новшеством архитектурной мысли могут стать так называемые «сухие» фонтаны по центру площади и внутренним периметрам скверов. Храмов пояснил, что во всей Европе так делают, и на время мероприятий и шествий их можно будет отключать.
Впрочем, неизвестно, выдержит ли стальная решетка, например, вес танка или ПВО на парадах в честь Победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, неясно, помешают ли технические новшества заливке зимой ледового катка. Другой вопрос – проведение митингов, демонстраций и сходов граждан. Не секрет, что губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в своё время получил законное основание для запрета публичных мероприятий на площади перед зданием правительства, установив там так называемые «сухие» (то есть без бассейна) фонтаны. На фонтанах митинговать и шествовать нельзя.
На вопрос, зачем нужно загромождать крупнейшую площадь в Европе фонтанами, Храмов ответил вопросом: «А вот вы сколько времени можете провести на площади днем, летом?» Фонтаны задуманы как своеобразный «кондиционер»!
Внимание общественности также привлекло и то, что в проекте отсутствует памятник Валерьяну Куйбышеву. «Знаете, это маленькая провокация», - улыбнувшись ответил Дмитрий Храмов и добавил, что постамент на эскизах есть, так что памятник никуда не денется.
В который раз архитекторами была также высказана идея о создании подземной парковки под площадью. Тем не менее, пока что это только задумка, не отраженная на эскизах проекта. Как известно, под театром оперы и балета находятся секретные военные объекты, что может помешать созданию паркинга. Кроме того, идея создания подземного паркинга под площадью Куйбышева высказывалась в 2008-2009 годах мэром Самары Виктором Тарховым, но против выступили не только тогдашний губернатор Самарской области Владимир Артяков, но и Министерство обороны РФ.
Также в центре одного из скверов будет расположен вход в станцию метро, которую, возможно, построят к Мундиалю-2018. По крайней мере, губернатор Самарской области Николай Меркушкин неоднократно заявлял, что «Алабинская» – не последняя станция самарского метрополитена и за ней последует «Театральная». Вопрос о финансировании строительства метро, по всей видимости, риторический, если власть готова потратить сотни миллионов рублей на реконструкцию площади Куйбышева, которая, судя по внешнему виду, не нуждается в серьезном ремонте.
К слову, самая большая в Европе площадь является законченным архитектурным ансамблем, созданным двумя яркими архитекторами ленинградской школы Ноем Абрамовичем Троцким и Николаем Давидовичем Кацнеленбогена, а также скульптором Матвеем Генриховичем Манизером.
Пожалуй, попытку губернатора Самарской области Николая Меркушкина и группы самарских архитекторов перекроить площадь Куйбышева на свой лад и подредактировать Троцкого и Кацнеленбогена можно считать «смелым» и притом весьма неоднозначным, начинанием.
До 1934 года здесь стоял Во имя Христа Спасителя Самарский кафедральный собор – огромное помпезное сооружение в византийском стиле с колокольней высотой в 85 метров. После того, как в Москве взорвали храм Христа Спасителя, Самаре оставалось последовать примеру, и создать «Величайшее в истории города архитектурное произведение – храм для трудового народа», как писалось в итоговой книге «Архитектура Куйбышева за XXX лет советской власти». В августе 1935 года В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху был заказан проект ДК. Проект был отклонен, и проведен конкурс. Победила работа ленинградцев Н. А. Троцкого и Н. Д. Кацнеленбогена. Параллельно скульптор Н. Г. Манизер создал памятник Куйбышева высотой в 12 метров… Была организована новая площадь с четырьмя скверами – самая большая в Европе. Этот величественный и грозный памятник своему времени формирует стилевой и масштабный образ центральной части города. (Из книги В. Э. Стадников, О. А. Федоров «Самара. 81 архитектурный шедевр». – Москва, 2006)
Екатерина Маяковская, фото автора