Несмотря на тёплую, мягкую и даже приятную погоду, омрачённую всего на несколько минут почти летним дождём, празднование Первомая получилось в Самаре всё-таки вяловатым, скучноватым, официозным и дежурным. Видимо, главные ударные силы и креатив будут брошены на День Великой Победы. А 1 мая лишь коммунисты, смешавшие социалистический реализм с бытовым постмодернизм, попытались придумать что-то неформальное и устроили ритуальное изгнание ряженого в костюме медведя, которого сделали похожим на символ «Единой России» и назвали Едомиром.
В 10 часов тридцать минут две колонны двинулись на площадь имени Куйбышева. В одной от Дворца спорта ЦСК ВСС, который из-за финансового кризиса так и не уступит место новой ледовой арене, тронулись учащиеся и трудящиеся во главе с Николаем Меркушкиным, Павлом Ожередовым, Виктором Сазоновым, Олегом Фурсовым и Дмитрием Азараовым. Другую, от пересечения улиц Некрасовоской и Ленинградской, возглавили вице-губернатор Дмитрий Овчинников, заместитель сити-менеджера областной столицы Виктор Кудряшов и номинальный глава Самары Александр Фетисов.
Людей собралось не очень много. Густыми и плотными колонны назвать было трудно. В общей сложности отпраздновать Первомай пришли тысяч пятнадцать самарцев. Самым весёлым на этом празднике Весны и Труда выглядел губернатор Меркушкин. Он нередко улыбался, помахивал гражданам ручкой, шутил и подбадривал коллег по власти.
С большой сцены, построенной на площади имени Куйбышева, праздничный митинг открыл лидер так называемых независимых профсоюзов губернии Павел Ожередов. Ораторы «троились» в глазах собравшихся на площади из-за двух огромных экранов по бокам сцены.
Главную речь произнёс, естественно, Николай Меркушкин. Он кратко напомнил ради чего собственно все здесь сегодня собрались. Ничего не сказал о том, что 1 мая исторически свзяан с тяжёлой борьбой трядящихся за свои права, которая в итоге и привела к Октябрьской революции и гражданской войне. Но зато отметил, что этот праздник солидарности и консолидации сейчас приобретает всё более глубокий смысл. Смысл оказался настолько глубоким, что губернатор сформулировать его так и не смог. Вместо этого он вспомнил о сложной геополитической обстановке, пригрозил всем врагам России мощью и зрелостью, а заетм призвал всех жителей губернии объединяться и ещё раз объединяться. В данном случае он имел в виду не объединение вузов, а объединение людей вокруг власти для преодоления кризиса и противостояния внешним угрозам.
Выступил на площади и председатель Самарской губернской думы Виктор Сазонов. Суть его выступления была практически неуловима из-за слишком общих бюрократических фраз, оборотов и лозунгов, но в общем и целом была жизнерадостной и социально оптимистичной.
В двух колоннах трудящихся выделялся сплочённый, идущий под красными транспарантами коллектив РКЦ «Прогресс», переживающий ныне за фактическую гибель одноимённого грузового корабля и сокращение около тысячи своих сотрудников. Ракетостроители прошли с повязанными красными галстуками, стараясь не показать своей озабоченности и тревоги.
Региональные коммунисты решили собрать своих единомышленников отдельно – на площадке перед фонтанами на пересечении проспекта Ленина и улицы Осипенко. Секретарь обкома КПРФ, депутат Губдумы Сергей Ракитин, как его однопартийцы с красным шарфом на шее, посетовал, что протестные акции ленинцев зажимают, но предупредил, что скоро трудящиеся созреют, перестанут мириться с резким ухудшением своей жизни и хлынут на улицы. Этот, может и не такой глубокий смысл, как в словах Меркушкина, подхватили и другие ораторы. В частности, депутат Госдумы Валентин Романов и первый секретарь обкома КПРФ Алексей Лескин.
В доказательство серьёзности своих намерений коммунисты устроили ритуал изгнания Едомира. Под суровые крики и улюлюкание, вооружившись театральными молотами, кирками и прочими орудиями пролетариата, они прогнали со своей площадки ряженого в костюм медведя, символизирующего нынешний кризис и партию власти.
Демьян Бедноватый