Скорее всего, на вопрос, помните ли вы свою первую учительницу, большинство наших
читателей ответят утвердительно. И все. Просто – помнят. И лишь немногих ответ на этот вопрос вдохновит на рассказ о той удивительной женщине, которая не только учила писать, читать, рисовать… Но которая была «как мама». Ответ на этот вопрос уведет в то самое детство, когда ты еще ребенок, но «уже взрослый», потому как «уже школьник».
Помогая познавать мир.
Вот и моя собеседница, Светлана Тагаева, оказалась из тех, кому сказать, что «повезло с первой учительницей» – было бы, по словам Светланы, «слишком сухо, скупо и казенно». Мы познакомились в вестибюле школы № 4 г. Аксая. Я стояла в ожидании окончания урока, чтобы встретиться с учительницей начальных классов Лилией Леонидовной Найдой.
– Присаживайтесь! – услышала я приятный голос, обернулась, увидела такую, знаете, улыбку, с которой приветливая хозяйка приглашает в дом. – Вы из новеньких? Что-то раньше не встречала вас.
– Да, из новеньких. Из редакции газеты «Победа». Задание у меня написать про…
– Из газеты! Напишите лучше про нашу учительницу!
Конечно, подумала я, обязательно напишем, только сначала редакционное задание выполним… Подумать – подумала, но не сказала. Не решилась прервать эту маму, видели бы вы ее глаза, наполненные радостью. И как легко она говорила про «нашу учительницу»!
– Вы же знаете, есть люди, у которых с рождения призвание. Вот у нашей это призвание – учитель. Я сама у нее училась, до сих пор восхищаюсь. Теперь моя дочь Виктория учится у моей первой учительницы. С родительских собраний всегда ухожу в таком восторге, настолько внутренне наполненная! Как она несла лучик света в учебе, так и продолжает. Как внесла в свои уроки игру, так до сих пор – учит, играючи. Ребенок приходит из школы, говорит, мама, а Лилия Леонидовна – волшебница! В другой раз – а Лилия Леонидовна лиса, еще какая хитрая, что-то нам рассказывает, специально ошибки делает, нас проверяет. Понимаете, насколько для детей это важно – не отбить охоту учиться, им же еще хочется играть. Вот еще совсем недавно они в саду кашу ели, а здесь – не повернись, не улыбнись… Лилия Леонидовна – учитель от Бога!
Замечаю заинтересованные взгляды. Окончания урока ждут еще несколько родителей. Конечно, такой эмоциональный рассказ невозможно оставить без внимания. В разговор вступает Алина Сердюкова:
– Лилия Леонидовна – первая учительница нашего Максима. Невероятно добрый, старательный учитель, профессионал своего дела. Наверное, она безумно любит каждого своего ученика, наверное, еще и помнит всех, несмотря на то, сколько их уже было. Дети к ней на уроки бегут с удовольствием. Я сама учитель и для меня Лилия Леонидовна – пример для подражания. Она не только хвалит добрым словом. У нее уникальная способность даже замечания делать добрым словом. Это очень интересно наблюдать со стороны, что-то от нее я уже переняла в плане общения с детьми такого возраста. От нее всегда исходит позитивная энергия. После общения с ней у меня прилив энергии, бодрости, мне самой хочется бежать к своим ученикам и с ними работать, работать, работать. На полнейшем позитиве всегда наши встречи проходят. Если она нас, взрослых, заряжает одной только своей лучезарной улыбкой, представляете, какую энергию детям дает! А вместе с этим и желание детям и взрослым – учиться и работать.
– Ну что, напишете про нашу учительницу? – снова спрашивает Светлана.
Да… Бывает же такое! Написать про Лилию Леонидовну Найду – с этим редакционным заданием пришла я в школу. Такое вот совпадение.
Лилия Леонидовна не выбирала профессию. Пристрастий особых в себе не наблюдала и после окончания школы подала документы по совету старшей сестры, окончившей Ростовский государственный университет, на исторический факультет. В последний момент, не будучи уверенной, что пройдет по конкурсу, абитуриентка истфака забрала аттестат, характеристику и отнесла на педагогический. Поступила. Закончила с отличием. Распределилась в ту же школу, которую пять лет назад сама и закончила.
– Получается, в профессию я пришла случайно, – говорит Лилия Леонидовна. – В семье педагогов нет. Мама рассказывала, что у нее была мечта стать учителем. Папа был военнослужащим, по роду службы соприкасался косвенно с этой профессией, работал с личным составом. Подчиненные его очень любили, в гости к нам приезжали. Сестра, правда, стала педагогом, преподает в университете. Я не собиралась быть учительницей, так сложились обстоятельства. Вы вот просите рассказать про свой первый урок в качестве учительницы. Не помню! В памяти только мои горькие слезы – казалось, у меня не получается ничего. Тогда на семейном совете мне было сказано, учебный год начался, никуда в другой вуз уже не поступишь, годик продержись, а там видно будет. Вот так и увидели – тридцать три года уже в одной школе.
Лилия Леонидовна Найда с учениками. / ФОТО автора
– Наверное, эмоции первого сентября уже не такие острые? Все-таки, столько лет, каждый год одно и то же…
– Каждый год одно и то же – это один из самых распространенных мифов о профессии учителя, – улыбается Лилия Леонидовна. – Как можно перестать радоваться от общения с детьми, соприкосновения с детской любовью, с удивительным, чистым детским миром, оттого, что есть такие маленькие люди, которые ни за что тебя любят? Особенно, когда это уже второй, третий и четвертый класс.
А вот когда новый набор – все совсем по-другому, говорит Лилия Леонидовна, всегда «страшно волнительно».
– Детки новые, представляешь, какие они, не спишь… Кроме того, за каждым ребенком стоит новая семья. Какие они, мамы и папы, как с ними найти общий язык… В памяти наказ учителя начальных классов Валентины Ивановны Протопоповой, которая в первый год моей работы сказала, «самое главное – ты должна произвести первое впечатление. Это очень важно для дальнейшего выстраивания отношений». Повторюсь, это не бывает одинаково, каждый раз по-разному!
– С кем труднее найти общий язык – детьми или их родителями?
– В моей практике таких различий нет. Как правило, дети транслируют отношение родителей к тебе. На собраниях я рассказываю родителям, какие у них хорошие дети, какие-то моменты, истории. Когда родители понимают, что его ребенка здесь любят – они становятся союзниками учителя.
– Чем дети с вами делятся?
– Делятся очень многим. На некоторые моменты даже не знала, как реагировать. Потом объяснила. Есть вещи, которые называются семейными тайнами. О них никакому чужому человеку говорить нельзя.
– Это показатель исключительного доверия именно к вам?
– Нет. Учитель начальной школы обладает особым статусом. Дети его любят просто так. Ни за что. Это особенность детей. У них трогательное отношение не потому, что я такая, но потому, что именно для начальной школы значима первая учительница.
– Лилия Леонидовна, если условно, то кроме читать, писать, считать, познавать окружающий мир, есть «предмет» вашего особого внимания, который вы преподаете детям и которого нет в учебных программах?
– Есть. Это понимание того, что учебный труд очень тяжелый. Объясняю, что это не развлечение, а реально тяжелый труд и что он необходим. Я акцент на этом делаю, потому что в последнее время отовсюду идет информация об овладении определенными навыками и умениями буквально за два дня, взять хотя бы вот это: «выучи иностранный язык за два дня». У детей создается впечатление, что значимое для тебя можно получить на «раз-два». И второе – очень часто сейчас «это хочу», «а это не хочу», «и это не буду». И тогда на первый план в нашем диалоге выходит слово «надо». Акцент на то, что дети должны понимать, что учеба сопряжена с большими волевыми усилиями. Тебе не хочется, но ты должен с собой договориться, тебе это необходимо, иначе знаниями не овладеть. И еще, конечно, воспитание человеческих качеств. Я им говорю, конечно, вы пришли за знаниями, но еще пришли учиться коммуникации, общаться, уступать, думать о другом человеке. Здесь одна из самых травмирующих психику ребенка опасностей, когда дети начинают смеяться над ответом одноклассника. Да, он может неправильно ответить. Но когда чему-то учишься, ошибаться свойственно. Причем, об этом говорю на протяжении всех четырех лет. И это постоянный труд.
– Бывает такое, что сильный «разброс» в подготовленности к школе первоклассников? И как тогда с этим быть?
– Бывает, конечно. Придумываю какие-то сказочные истории про буквы, орфограммы… Рассказываю их «в лицах». Одно время даже подумывала, что напрасно трачу на это время. Поняла, что не напрасно, потому что детские вопросы «а история будет?», «а циферки будут?» не заканчиваются.
– Насколько актуальны вопросы дисциплины в начальной школе?
– Вопросы дисциплины актуальны в любом классе. В первом классе – да, есть такое, «хочу кушаю, хочу радио слушаю», смеюсь, конечно. Коллективная реакция поначалу сильная – одному можно, другому нельзя. Все зависит от ситуации. Закон класса – все слушаются, работают, отвечают. Дети не могут разговаривать между собой, только если это не работа в парах. В классе должна быть тишина – это тоже закон.
– Что вы считаете самым большим достижением в вашей учительской практике?
– Наверное, когда ты так провела урок или объяснила тему так, что у детей загорелись глаза, и я вижу восторг в этих глазах, слышу «это так интересно!». Когда я в ответ на этот их восторг могу сказать – представляете, как здорово учиться, как в мире много интересного. Когда ты смогла так тему раскрыть детям, что они поняли, это – классно. Учиться!
– Знакомо ли вам явление эмоционального выгорания? Как бы вы посоветовали с ним справляться?
– Мне не знакомо…. Каждый учитель индивидуален. Встречаются педагогические ситуации, целый их ряд, и кажется, что учитель абсолютно бессилен, думает, все, наверное, уже свое отработал. Значит, требуется остановка, особенное обдумывание, перезагрузка. Повторюсь, было однажды такое, что я не видела желаемый мной результат в моей работе, думала, все, мои методы устарели, поколение другое. В итоге пришла к выводу, что ничего не устарело, тебя слышат, на тебя реагируют, дети ждут твоих историй, настроены на общение.
Наш разговор прервал школьный звонок, Лилия Леонидовна ушла за своими второклашками, у которых был урок музыки в другой аудитории. Поймала себя на мысли: наверное, таких первых учителей имела в виду советский и российский ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания Татьяна Владимировна Черниговская, когда в одном из интервью назвала «невероятно солнечными счастливцами» детей, «которым повезло иметь замечательную первую учительницу» и дальше:
– Я давно говорю, что как раз в первых классах должны преподавать только звезды. Там должны в качестве учителей, воспитателей оказываться самые способные, самые тонкие, самые мудрые.
Вы не поверите, уважаемые читатели, но когда я попросила ребят рассказать, какая у них Лилия Леонидовна, то первое слово, которое услышала, – «мудрая»! Уже потом «добрая, хорошая, милая, нежная, не строгая, красивая, всему нас учит, понятливая, радостная, как мама…», и еще, и еще…
А ответ на мой вопрос, нравится ли им учиться в школе, прозвучал многократно, радостно, дружно:
– Да-да-да-да-да!…
Увидела я и тот самый восторг в глазах второклассников, о котором говорила Лилия Леонидовна, отвечая на вопрос о собственных достижениях. И подумала вслух, наверное, надо бесконечно любить свою профессию, чтобы так учить детей…
– Не могу сказать даже о любви к профессии, не понимаю, как это… Считаю, что Бог меня вел по жизни. Видно, школа – это просто было мое место. Значит, я должна быть здесь. Мне учительство свыше дается. Я благодарна, что нахожусь здесь. Я защищена. От какого-то хамства, злобы, предательства… Дети чистые, они как живая вода…
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района по вопросам общего образования Н.А. Пастухова:
– С Лилией Леонидовной нас объединяет долгий профессиональный путь. Вместе в 2003 году мы приняли участие в районном конкурсе «Учитель года», с тех пор профессионально общаемся, обращаюсь за какой-то профессиональной помощью, советом. Считаю, что Лилия Леонидовна – Учитель с большой буквы. Это именно тот педагог, на которого должны равняться молодые начинающие учителя, потому что она является примером ума, такта, деликатности и, конечно же, профессионализма. Неоднократно бывала на ее уроках, где царит особая, дружественная атмосфера, располагающая к творческому, интеллектуальному развитию учащихся. Что очень важно, Лилия Леонидовна любит свою работу, любит детей и это чувствуется в ее общении и с детьми, и с родителями. Ее очень ценят, уважают не только родители, но и педагоги.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ