Инженер-сметчик сметно-договорного отдела компании «Дорстрой» К.Г. Есенина трудится в сфере дорожного хозяйства свыше двадцати лет. Она пошла по стопам мамы, которая больше 30 лет отработала в Управлении автодороги Воронеж – Ростов-на-Дону.
К.Г. Есенина. / ФОТО из архива К.Г. Есениной
Главный офис компании находился в Каменск-Шахтинском, где и жила семья. Когда руководство было переведено в донскую столицу, часть коллектива поменяла место жительства.
Ксения Геннадьевна переехала в Аксай вместе с мамой после окончания школы. Так совпало. В Ростове она поступила учиться в Ростовский государственный строительный университет на специальность «Экономист-менеджер». Она выбрала заочную форму обучения и пошла работать в «Мостовое эксплуатационное управление». Сначала предложили должность секретаря, потом перевели в отдел кадров, а затем – в бухгалтерию. Ксения Геннадьевна совмещала работу и учебу. Поскольку вуз был строительным, она изучала не только экономические дисциплины. Студентам преподавали технологию строительного производства, рассказывали о дорожно-строительных материалах. Среди предметов был бухучет. Теория была неразрывно связана с практикой, которую наша героиня получала на рабочем месте.
Когда в Дорожном ремонтно-строительном управлении появилась вакансия секретаря с выполнением обязанностей инспектора кадров, она решила попробовать свои силы здесь. Организация находилась недалеко от дома, добираться до работы было удобно. Ксения Геннадьевна прошла собеседование и приступила к делу. И здесь она показала себя как ответственный специалист, который старается вникнуть, понять, сделать работу на «пять с плюсом». Руководство ДРСУ это заметило и предложило перейти в производственный отдел.
– Основным профилем организации, в которой я тогда работала, было содержание и эксплуатация автомобильных дорог. Для меня это направление было новым. Мне повезло, что в коллективе была замечательная женщина, грамотный специалист Татьяна Тимофеевна Богоджиян, которая не жалея сил и времени, обучала меня премудростям профессии. Я освоила сметную программу. Помню как сейчас мои первые работы – выполнение, сдача и приемка работ заказчику. Я готовила сметы и составляла акты выполненных работ, – рассказывает Ксения Геннадьевна.
Она отмечает, что работа по содержанию дорог всегда остается за кадром. Мы часто едем по трассе и не задумываемся о том, что есть люди, которые содержат проезжую часть в порядке – моют дорожные знаки, косят траву, обрабатывают противогололедными материалами асфальт, собирают мусор, оставленный водителями и пассажирами. А ведь эта работа круглосуточная, она не прекращается ни зимой, ни летом.
– В детстве я просыпалась рано утром зимой, выходила на улицу и думала, как хорошо идти по расчищенным от снега тротуарам. Мне было интересно, когда же работники проснулись, чтобы привести дороги в порядок. Теперь я понимаю, что они даже не ложились. Бригады должны быть всегда в готовности и выехать на дорогу в любой момент, почистить дорожное полотно от осадков, обработать реагентами, чтобы участники дорожного движения беспрепятственно продолжали свой путь. Это очень ответственная работа. Взять хотя бы покос травы. Здесь не просто нужно уметь работать на технике, а аккуратно обходить столбы, дорожные знаки. Когда дорога в полном порядке, ехать по ней – одно удовольствие. Когда мы отправляемся в семейное путешествие на автомобиле, я непроизвольно обращаю внимание на состояние дороги, чистоту знаков, световозвращателей на барьерном ограждении, – рассказывает К.Г. Есенина.
Вот уже 11 лет Ксения Геннадьевна трудится в компании «Дорстрой». Она пришла сюда после реорганизации ДРСУ. Обязанности поначалу выполняла те же самые – составляла сметы, акты приема сделанных работ по содержанию и эксплуатации дорог.
К.Г. Есенина – на объекте (идет укладка асфальтобетонной смеси при ремонте покрытия на М-4 в городе Аксае, 13 октября 2024 года).
/ ФОТО из архива К.Г. Есениной
– На предприятии строго следят за своевременностью и качеством выполнения работ. Каждое утро в рабочий чат поступает перечень задач на день. Мастера производства отчитываются о проделанной работе, если необходимо, предоставляют фотографии. К примеру, во время аварии погнулось барьерное ограждение. В этом случае специалисты присылают снимки до устранения проблемы и после, – рассказывает о работе К.Г. Есенина.
Должность инженера-сметчика требует неустанного внимания, умения одновременно выполнять несколько задач, быстро переключаться от одного объекта к другому, поскольку одновременно в работе находится несколько проектов и за день приходится общаться с разными специалистами, запрашивать информацию, отвечать на вопросы, готовить документы.
Когда компания выигрывает аукцион по реализации того или иного проекта, сметчики начинают работу по подготовке документов, определяют, какие материалы нужно закупить отделу снабжения, на какие типы асфальтобетонных смесей лаборатории необходимо подготовить рецепты и подборы. По сути сметно-договорной отдел подготавливает необходимую базу для того, чтобы руководители различных служб, участвующих в строительстве, ремонте или обслуживании дороги могли полностью распланировать процесс производства работ. Когда реализация проекта подходит к концу, начинается процесс создания актов приема-передачи выполненных работ. В обязанности сметчика входит и контроль за расходованием материалов и их списание.
– Мне приходилось готовить исполнительную документацию по объектам, акты освидетельствования скрытых работ, заказывать нашей лаборатории паспорта на асфальтобетонную смесь, прорабатывать подготовку исполнительных схем с геодезическим отделом. Мы работаем в тесном сотрудничестве с прорабами, финансистами, бухгалтерами, снабженцами и другими специалистами компании, находимся на постоянной связи с заказчиком и стройконтролем. С каждым годом требования по ведению документации ужесточаются, у каждого заказчика есть свои тонкости и особенности. Компания реализует разные проекты. Один не похож на другой. Когда мы получаем в работу сложный объект, которого в нашей практике не было, поначалу теряемся. Но глаза боятся, а руки делают. Мы начинаем высказывать предложения по его реализации, готовить документацию, искать решения. Постепенно выстраивается алгоритм реализации, и вот уже объект завершен, мы предоставляем заказчику акты приема работ. Чем сложнее проект, тем интереснее его вести. Мы осваиваем новые горизонты, учимся, развиваемся в профессиональ-ном плане. Мне довелось принять участие в создании сквера «Кони», благоустройстве парка, аллеи на проспекте Карла Либкнехта и многих других проектов, реализуемых в Аксае. Работа у нас серьезная. Опыт здесь имеет большое значение. Ты чувствуешь себя нужным, – говорит К.Г. Есенина.
Ксения Геннадьевна признается, что скучать на работе ей не приходится. Ее день насыщен событиями. Производство – это динамичный процесс, где каждый человек имеет значение в реализации общего проекта.
– Я бы хотела попробовать себя в разных профессиях, связанных со строительством дорог, мне интересно все. Но я понимаю, что это невозможно. Я не могу быть прорабом или машинистом автогрейдера. В офисе мы только по фотографиям прораба видим, как идет работа на объекте, как специалисты кладут асфальт. Мне нравится моя профессия, нравится, что компания, в которой я работаю, постоянно развивается, закупает современное оборудование, берется за самые смелые проекты, в реализации которых я могу поучаствовать, – говорит Ксения Геннадьевна.
Ксения ХОРОШИХ