В Аксае есть кухня, которая работает без поваров. Продукцию единственного в Ростовской области предприятия, выпускающего кисломолочную продукцию для питания детей раннего возраста, которая также рекомендуется детям дошкольного, школьного и всем возрастным группам населения, вы не найдете в свободной продаже на прилавках магазинов. Почему? Об этом и не только наш разговор с директором ООО «Детская молочная кухня» Яной Николаевной Иваненко.
Директор Я.Н. Иваненко и главный бухгалтер В.В. Колесникова на региональном этапе конкур- са «Лучшая школьная столовая 2024». / ФОТО из архива ООО «Детская молочная кухня» г. Аксай
За плечами директора – несколько высших образований, от информационных технологий в дизайне до управления финансами в органах исполнительной власти, работа в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
– Как получилось, что с государственной гражданской службы вы ушли и стали предпринимателем?
– В сентября 2022 года ситуация на этом уникальном в нашем регионе и социально значимом предприятии была, прямо скажем, печальной. Сказывались последствия пандемии. В связи с введением ограничений часть магазинов – наших партнеров – вынуждены были закрыться. Естественно, это повлияло на сбыт продукции молочной кухни. Следовательно, упали объемы производства, снизилась выручка предприятия. Молочная кухня переживала тяжелые моменты. В два раза сократилось и количество сотрудников. Сегодня у нас трудится 15 человек. Прежний руководитель Н.Д. Поперняк ушла на пенсию. И когда мне предложили возглавить предприятие, задача увиделась очень интересной, я согласилась. Сегодня мы пытаемся увеличить объемы реализации, анализируем наши нынешние возможности, изучаем рынок сбыта, участвуем в различных выставках, ищем новых партнеров. Ведем информационную работу, в том числе в соцсетях, разработали сайт, где максимально представлена вся линейка нашей продукции, ездим по магазинам с коммерческими предложениями.
– А что, магазины не хотят брать на реализацию ваши такие вкусные и полезные кефирчики и творожки?
– Да, не так все просто. В сетевую торговлю попасть пока не получается. И это связано со сроком годности нашей продукции – всего 96 часов. Сетям неинтересно, потому что в соответствии с законодательством молочная продукция со сроком годности менее 30 дней возврату не подлежит. Тем не менее, подвижки есть. Сегодня у детской молочной кухни по несколько пунктов выдачи в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Таганроге и Аксае.
– Контактируем, безусловно, с детскими врачами, – продолжает Яна Николаевна, – это наши самые давние и постоянные партнеры. Педиатры рассказывают родителям о том, как полезно вводить в прикорм своим деткам наш продукт. Кстати, один из пунктов выдачи находится в Аксае прямо на территории районной больницы. Нашими покупателями часто по рекомендации врачей становятся взрослые с заболеваниями, например, кожи или желудочно-кишечного тракта. Есть такие, кто обращается после проведения антибактериальной терапии, после длительного применения антибиотиков. Многие ошибочно думают, что продукция молочной кухни предназначена только для малышей. На самом деле – для всех возрастных групп.
– Со стороны властных структур есть поддержка?
– Мы сотрудничаем с региональным Минсельхозпродом, с Департаментом потребительского рынка Ростовской области. Конечно, поддерживает наш учредитель – Администрация Аксайского района. Нас приглашают на различные мероприятия, например, в начале октября в качестве гостей участвовали в финале регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая». Участие в таких форумах предоставляет хорошие возможности для поиска и привлечения потенциальных партнеров. Кстати, в рамках программы по бесплатному питанию школьников первых – четвертых классов в сентябре мы возобновили работу по заключению контрактов с бюджетными образовательными учреждениями Аксайского района – поставляем продукцию во все школы района. Младшие школьники едят наш «Биолакт».
– Вы сейчас говорите о централизованных поставках. А как происходит выдача продукции населению?
– Выдаем в специализированных пунктах, по графику, два раза в неделю. И это тоже связано с ограниченным сроком годности. Просто прийти к нам на производство и купить продукт не получится. Все готовится под реализацию, работаем по системе предварительного заказа. Для этого необходимо прийти к нам, заключить договор, произвести оплату на месяц вперед и выбрать график получения продукции.
Это может быть понедельник и четверг, либо вторник и пятница. Раньше мы выдавали продукцию только в утренние часы, но теперь пошли навстречу родителям, добавили еще и вечерние часы. Этот процесс отрегулирован и по желанию можем приостановить выдачу, если, например, семья уезжает на несколько дней. Главное – предупредить заранее.
Кроме магазинов и аптек – наших партнеров, в Ростове-на-Дону имеется еще служба адресной доставки, которая работает, конечно же, по заявкам, развозит продукцию по домам.
– Вы сказали «произвести оплату». А есть категории населения, для кого ваша продукция бесплатна?
– Несмотря на то, что учредителем предприятия является муниципальный район, мы по форме – общество с ограниченной ответственностью, то есть организация коммерческая. Бюджетного финансирования не получаем. Но в Ростовской области существует финансовая поддержка определенных категорий родителей, которые через МФЦ и органы соцзащиты получают средства на приобретение молочного питания для детей первого и второго годов жизни, также существует поддержка опять же, определенных категорий, кормящих матерей и беременных. Они получают финансовые средства и по своему усмотрению распоряжаются. Многие как раз приобретают нашу продукцию. Получается для них – бесплатно.
Я.Н. Иваненко, директор ООО «Детская молочная кухня» города Аксая:
– Уникальность нашей продукции – несомненно, в полезных свойствах питания для здоровой нации. Прежде всего, это укрепление иммунитета, снижение вероятности вирусных заболеваний, снижение уровня сахара в крови, помощь при лечении заболеваний ЖКТ, восстановление микрофлоры кишечника после лечения антибиотиками и другие свойства. Творог содержит кальций в легкоусвояемой форме, особенно важный в росте детям первого-второго годов жизни. Детская молочная продукция полностью соответствует потребностям детского организма, она также будет полезна и взрослым.
– Ассоциативно вместе со словом «кухня» возникает образ повара у плиты. Кастрюли, поварешки…
– Поваров, конечно же, нет. Наши специалисты называются совсем по-другому. Аппаратчик производства заквасок – он же принимает молоко и проводит его лабораторный анализ, аппаратчик производства кисломолочных и детских молочных продуктов, оформитель готовой продукции, изготовитель творога, мастер производства молочной продукции, технолог. У нас три цеха по кисломолочной продукции и один – по творожной. Оборудование – да, можно сказать «кастрюли-поварешки». У нас ручное производство, никакой автоматики. Газовые плиты, варочные котлы, есть на 150, 200 литров, разные. Все оборудование проходит специальную обработку, стерилизуется.
Именно отсутствие автоматики позволяет сохранить вкус натурального, домашнего продукта.
– А какие есть, назовем их опасности, в производстве? Например, температура на какой-то стадии не та – и все пропало… Есть стадии, которые требуют особого внимания?
– У нас весь производственный процесс требует особого внимания. Наша продукция – живая, что ли. Все начинается с приемки молока. Мы его исследуем на соответствие всем нормативным показателям, проводим органолептические тесты. У нашего исходного сырья не должно быть никаких посторонних запахов и привкусов. Это, конечно же, требует особого внимания. Не вдаваясь в подробности технологического процесса, заверяю вас, что все последующие стадии предполагают пристальное внимание сотрудников. Нормативы соблюдаем неукоснительно. Продукция наша отвечает самым строгим требованиям и стандартам качества.
Слова моей собеседницы подтверждает прохождение предприятием добровольной сертификации «Сделано на Дону». В июле нынешнего года Я.Н. Иваненко вручены соответствующие свидетельство и знак. А это значит, что Аксайская детская молочная кухня не только доказала качество своей продукции, но, что немаловажно, добилась признания и доверия широкого круга потребителей.
– И все же, давайте вдадимся в подробности технологического процесса. Уверена, нашим читателям будет интересно узнать, как здесь все происходит!
– На стадии приемки молока, о чем мы только что говорили, кроме проверки его на качество и органолептику, проводим комплексный анализ (массовой доли жира, белка, и плотности в молоке), если все показатели соответствуют ГОСТу, происходит фильтрация и приемка в пластиковые фляги.
Далее молоко во флягах доставляют по производственным цехам и разливают по варочным котлам, в которых происходит высокотемпературная обработка, после пастеризации молоко сливают в ведра и опускают в ванны для последующего охлаждения до температуры заквашивания – до 37 градусов. После вносится закваска (если продукт в составе имеет сахар, здесь же вносят проваренный охлажденный сахарный сироп) и размешивают массу. Далее в стерилизованную тару разливается молочная масса, закрывается крышкой, упаковывается этикеткой и перемещается в термостат до получения сгустка. Затем молочная продукция остывает при комнатной температуре и перемещается в холодильное отдельное для доохлаждения. На этом производственный процесс по приготовлению кисломолочной продукции заканчивается, происходит проверка на качество и уже отпуск готового товара.
– Молоко откуда?
– Молоко фермерское, один поставщик – из поселка Октябрьского Аксайского района, второй – из Зерноградского района.
– Вы даете рекомендации фермерам, что должно быть в рационе у коровы, чтобы ее молоко могло использоваться для приготовления вашей продукции? Условно – вот эту траву можно, а вот эту – нельзя.
– Фермеры сами отслеживают процесс, они в этом деле профессионалы, и мы туда не вмешиваемся. У них своя система исследования и проверки качества, свои сопроводительные ветеринарные документы, подтверждающие соответствие и разрешение к дальнейшему использованию.
– В домашних условиях можно сделать, например, свой кефирчик, используя для закваски ваш?
– Кефирчик вы сделать сможете, но это будет вторичный продукт и ни в коем случае он не будет идентичен нашему. Это будет кисломолочный продукт, пригодный к употреблению, но не имеющий таких полезных свойств, как продукция Аксайской молочной кухни.
– Вы не разочаровались в принятом два года назад решении принять предложение и возглавить это предприятие?
– Нисколько! Мне по-прежнему нравится решать сложные задачи, – улыбается Яна Николаевна. – Наша молочная кухня – это как раз такой случай.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ