Изучение истории родного края. Нам всем посчастливилось жить на удивительной земле. Донские просторы буквально нашпигованы древними артефактами. Здесь часто прямо на собственном огороде можно было собрать небольшую коллекцию загадочных древних черепков, старинных монет и украшений. Именно поэтому, среди наших земляков немало настоящих фанатов археологии, которые посвятили свою жизнь изучению древней истории родной земли.
Урок археологии проводит Е.Е. Беспалая. / ФОТО автора
Одним из самых удачливых археологов конца XX века, открывшим серию богатейших сарматских погребений в низовьях Дона, был Евгений Иванович Беспалый. Уже при жизни его называли «донским Шлиманом», сравнивая с Генрихом Шлиманом, нашедшим легендарную Трою. Работая в Азовском краеведческом музее, он исследовал не один десяток курганов, больших и едва заметных на местности, изучил сотни погребений разных археологических культур. Евгений Иванович написал несколько научных трудов по археологии. Его находки пополнили музейные коллекции нескольких музеев, став экспонатами знаменитых выставок.
Жителям Ростовской области особенно повезло, ведь полюбоваться находками археолога могут все, кто решит посетить замечательный азовский краеведческий музей. Именно Евгений Иванович нашел знаменитую золотую попону – центральный экспонат выставки азовского музея «Золото кочевников Евразии».
Сейчас дело своего знаменитого отца популяризирует его дочь, Евгения Евгеньевна Беспалая, потомственный историк, археолог, краевед. Она делится знаниями с земляками, приглашая их на познавательные загородные прогулки по окрестностям Ростова-на-Дону. Кроме этого, она устраивает и сугубо детские «неэкскурсии», как она сама их называет. На этих встречах Евгения Евгеньевна, с точки зрения многодетной матери и профессионального историка, рассказывает ребятам об истории родного края, подтверждая свои слова древними находками, обнаруженными ее отцом и ей самой.
Готова она и к тому, чтобы устроить выездной «урок-погружение» в любом классе по приглашению классного руководителя. Узнав об этом, родители одного из первых классов Аксайской средней школы № 2 тоже решили таким интереснейшим способом познакомить своих детей с древней историей их малой родины и пригласили Евгению Евгеньевну в гости к своим детям. Она приехала в назначенный день, неся в руках большие тяжелые сумки, наполненные артефактами. Самое главное, все эти «бесценные ценнос- ти» можно было подержать в руках!
«В нашем классе прошел урок археологии. Нам рассказали о том, что такое археология и чем она занимается. Это было очень интересно! Мне понравилось, что можно было прикоснуться к прошлому», – поделилась Софья тем, что впечатлило ее больше всего. А ведь ни в одном музее у ребят не было бы такой возможности! Дети были в полном восторге!
«Сегодня у нас был очень интересный и полезный урок. Он назывался «Погружение в археологию». Нам показали много фрагментов древних изделий из керамики, окаменелый позвонок огромной древней рыбы. Больше всего мне понравилось держать в руках «пулю» и «лаву». Я и мои одноклассники слушали с большим интересом», – сказала Милана.
«Да-да, археология у нас была последним уроком! К нам пришла удивительная женщина и рассказала интересную историю о том, как ее отец находил артефакты на раскопках древних курганов. А сама она некоторые из них нашла прямо у себя в огороде. Это были древние украшения, кусочки посуды… Также нам показали и разрешили потрогать старинные гладкие камни, ракушки, останки рыб. Мне было очень интересно!», – подтвердила Дарья.
/ ФОТО автора
«Мне тоже понравилось слушать про археологию. Особенно мне запомнились рассказы про «чертов палец» и окаменевшую березу», – высказала свое мнение Ангелина.
«А мне больше всего на ар-хеологическом уроке понравились необычные камни. Нам рассказывали интересные истории про них и разрешали их подержать в руках», – проговорила Камила.
«Мне понравилось, что нам на уроке археологии рассказывали о камнях и окаменелостях, и запомнилось, как я трогал обсидиан», – продолжил разговор Ярослав.
Да, больше всего ребята были впечатлены рассказом о том, что такое обсидиан, ведь с этим минералом заочно знакомы все, кто причисляет себя к любителям компьютерной игры «MINECRAFT», а таких среди нынешнего подрастающего поколения большинство.
«На уроке археологии мне очень понравился рассказ про обсидиан. Обсидиан – это природное вулканическое стекло», – уверенно заявил Эрик.
И даже для тех ребят, кто равнодушен к компьютерным играм и не слышал ранее об этом минерале, обсидиан оказался одним из самых ярких впечатлений от урока. Они с трепетом передавали из рук в руки этот кусочек черной окаменевшей вулканической лавы, пытались смотреть на мир сквозь это самое вулканическое стекло. На лицах первоклассников горел неподдельный интерес.
Вот какие впечатления вынесли ученики первого класса из этого необычного урока. Этот урок был очень важен для них, ведь он не только обогатил их багаж знаний, но и стал отличной базой для того, чтобы и дальше познавать исторические тайны донской земли, выстраивая четкую линию от древних скифов к современным событиям.
Теперь, приехав на экскурсию в Азовский музей, они будут гораздо внимательнее разглядывать экспонаты, найденные Евгением Ивановичем Беспалым, ведь они уже знают о них гораздо больше многих других посетителей музея. Побывав в древнем Танаисе, им тоже будет гораздо интереснее слушать рассказ экскурсовода, ведь многие из тех предметов, о которых им будут рассказывать, они уже успели подержать в руках.
Светлана ЕФРЕМОВА