Балалайка многие годы остается одним из самых узнаваемых русских народных музыкальных инструментов. Этот музыкальный инструмент занимает особое место в культуре России, став настоящим символом русской народной музыки.
Кружок любителей игры на балалайках. 1894 г. / ФОТО сети Интернет
В честь этого народного инструмента в 2008 году был учрежден праздник – Международный день балалайки, который посвящен не только самому инструменту, но и музыкантам-народникам, играющим на балалайке. Кстати, дата 23 июня была выбрана не случайно. Ведь ее историческим основанием послужило первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.
Название этого музыкального струнного инструмента всегда привлекало внимание своим словно певучим звучанием. Существует две версии происхождения названия балалайки. Так, согласно первой версии – ученые относят его к тюркским корням и происходит оно от слова «бала», что переводится как «ребенок» или «дите». Вторая же версия говорит о праславянском происхождении названия инструмента. По мнению ученых, это выдает корень слова – «балалайка» (или как ее еще называли «балабайка») – ведь это созвучие напоминает хорошо нам знакомые русские слова: балакать, балабонить, балаболить, балагурить, которые несут в себе значение – разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать. В общем, такой перевод и значение слова «балалайка» помогают передать суть этого музыкального инструмента – простого, легкого и звонкого, не имеющего столь серьезного образа. Но это, конечно, лишь на первый взгляд.
Интересный исторический факт о балалайке – нельзя назвать точную дату ее появления и происхождения, кроме определенных ссылок на упоминания об этом инструменте. Но известно, что широкое распространение инструмент получил в конце XVII века и полюбился каждому за свою звонкую игру. Хотя некоторые источники рассказывают, что балалайка существовала и раньше. Вот, например, на сайте Культура.РФ приводится история о том, как в Х веке арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов. Об этом он написал в своей книге путевых заметок, которая называлась «Записка».
Изначально балалайка имела всего две или три струны, а гриф, где были расположены сами струны, был в несколько раз длиннее самого основания музыкального инструмента, а сам инструмент имел овальную форму. Через несколько столетий такая балалайка будет усовершенствована композитором и дирижером Василием Андреевым, после чего русская балалайка будет иметь два типа – народный и андреевский, названный в честь своего создателя. Именно он создаст в XIX веке балалайку, ставшую основой для русского народного оркестра.
Однажды В.В. Андреев услышал, как по соседству кто-то играет на трехструнном инструменте, который больно его заинтересовал, это и была балалайка. Тогда Василий Васильевич решил и сам научиться игре на ней. Так ему понравилась балалайка, что он решил ввести ее в число оркестровых инструментов.
Группа крестьян за столом. Около 1907 – 1915 гг. Фотография С.М. Прохудина-Горского. / ФОТО сети Интернет
– Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами, – говорил Василий Андреев.
Над новым обликом балалайки сам Андреев постарался, лично подготовив чертежи. И вместе с мастерами музыкальных инструментов Францем Пасербским, Семеном Налимовым и другими они создали новый вид балалайки – хроматическую. Нововведение заключалось в том, что музыкант заменил традиционные деревянные лады на грифе балалайки металлическими ладами, как у гитары, которые были разделены на полутона перекладинами. Так балалайка получила вместо диатонического звукоряда – хроматический, что позволило расширить музыкальные возможности этого инструмента. Также Василий Васильевич предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, что придало еще лучшее звучание инструменту, и еще укоротить его до 600 – 700 мм.
Это было в 1887 году. Тогда же по чертежам Андреева была создана не только хроматическая балалайка, но и ее разновидности: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас, которые стали основой русского народного оркестра. Семейство балалаек создал мастер Ф.С. Пасербский. Тогда же была издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Позже выступление этого Кружка в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита 20 марта 1888 года стало первым в истории оркестра русских народных инструментов, получившего потом свое название в честь его создателя В.В. Андреева.
Благодаря заинтересованности В.В. Андреева в этом чудном музыкальном инструменте, слава о нем распространялась все больше и больше. С конца 1880 года в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами, особое место среди которых заняла балалайка. Тогда же вырос спрос на народные музыкальные инструменты, благодаря чему вырос и объем работы по их производству среди мастеров музыкальных инструментов. Впоследствии начали издавать школы и ноты.
Балалайка освоилась в русском фольклоре на рубеже XVIII века, когда уже стала распространенным музыкальным инструментом в России. Она становилась источником вдохновения и элементом литературных произведений, живописи. С конца XIX века балалайка начала восприниматься не просто как музыкальный инструмент, а как символ русской нации и России. Хотя изначально инструмент считался забавой пастухов и скоморохов, которые, не имея особых забот, могли совершенствовать свое мастерство игре на этом инструменте. В народе даже ходили шутливые или осуждающие поговорки о ней: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать – не в балалайку играть» («орать» тогда имелось ввиду пахать землю плугом). Но при этом звонкое и мягкое звучание балалайки нравилось людям, игра на ней расслабляла после тяжелого дня. А впоследствии этот инструмент и вовсе стал настоящим достоянием в стране, все благодаря тому же Василию Андрееву. Именно он вывел этот щипковый инструмент на новый уровень, когда на нем стремились научиться играть, послушать его звучание и насладиться им.
Богатство балалаек, воссозданных С.П. Толмачевым.
/ ФОТО С.П. Толмачева
На протяжении нескольких столетий этот музыкальный инструмент претерпевал как внешние изменения, так и отношение к себе со стороны людей. Ведь если до XIX века это был забавный простой инструмент, то потом он приобрел и разнообразное звучание, и перешел в ранг оркестровых, академических инструментов. Балалайка стала широко использоваться в народных хороводах, оркестрах, на концертах и в записи музыки, а также в качест-ве аккомпанемента фольклорных и песенных ансамблей.
В наши дни балалайка продолжает радовать слушателей своим неповторимым звучанием и прочно укоренилась в сердцах музыкальных ценителей, сохраняя свою неповторимую русскую душу и красоту. Она остается популярным и востребованным инструментом в России. Балалайка выходит на первый ряд или становится дополнением в исполнении музыкальных коллективов как профессиональных, так и любительских. Кроме того, растет интерес к изучению балалайки среди молодежи, а также мастер-классы и фестивали, посвященные этому инструменту, привлекают все больше участников из разных уголков страны.
Старинный русский инструмент и сегодня вдохновляет творческих людей. Мастера создают свои балалайки или реставрируют старые, чтобы вновь впустить в них жизнь. Как, например, С.П. Толмачев, о котором мы не так давно писали. Вместе со своими воспитанниками в сельском Доме культуры станицы Мишкинской они не только играют на различных балалайках в образцовом ансамбле народных инструментов «Донцы», но и расписывают их, реставрируют. А в детских школах искусств детей учат игре на этом музыкальном инструменте, что помогает им проникнуться культурой родного края.
Мария ГРОМОВА