Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:13, 23.05.2024

Искусство Советского плаката

В Советском союзе самым распространенным видом изобразительного искусства была графика: газетный, журнальный рисунок и плакат.

1. Плакат «Родина- Мать Зовет» художник И. Тоидзе, 1970 г. из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

В основном были популярны два вида плакатов: это героические и сатирические. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию.

Плакат – вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии.

 Плакат был миру известен очень давно. В Древнем Египте, Греции и Риме плакаты включали в себя информацию о ближайших спектаклях, коммерческих сделках, сбежавших рабах. Считается, что первый плакат напечатал книготорговец Батдольд в 1482 году, это был рекламный лист «Геометрии» для издания «Эвклиада». В 1796 году немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печати изображений, тем самым продолжив историю плаката. Данный способ назывался литографией, благодаря этому плакаты стало производить проще и дешевле.

В 1806 году Зенефельдером была открыта первая литографическая мастерская в Мюнхене. В начале XIX века литографические мастерские были открыты во всех крупных городах Европы. В конце XIX века плакат в России стал развиваться также,как за рубежом. До 1860 года все плакаты были черно-белыми. Метод хромолитографии – цветной печати открыл француз Годфруа Энгельман. Достоверно известно, что русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин в 1832 году уже отпечатал тем же методом иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом 600 экземпляров. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства и орнаментов.

Отцом плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 году небольшую литографию в Париже. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката — броскость, лаконичность, концентрация внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов.

2. Плакат «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» художник А. Дайнеки, 1930 г. из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

Плакат стал видом массовой культуры и использовался для украшения интерьеров и улиц. В конце ХIХ века рекламный плакат был официально признан явлением культуры. Инициатором выступила Россия. В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш, которая собрала около 700 произведений из 13 стран. Эта выставка показала значение плаката, как нового вида искусства.

Во время Гражданской войны русский политический плакат получил большое развитие. «Окна сатиры РОСТА» – серия плакатов, созданная в 1919-1921 годы советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Эта специфическая форма массового агитационного искусства, возникшего в период Гражданской войны и интервенции 1918-1920. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

 Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 году М.М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В.В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д.С. Моор, И.А. Малютин и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде, в Саратове, в Баку и других городах. В создании «Окон РОСТА» участвовали также Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства. Общее количество выпущенных плакатов «Окон РОСТА» насчитывается более 2 тысяч. Агитационные традиции «Окон РОСТА» продолжили «Окна ТАСС».

Искусство плаката в Советском Союзе было очень развито и распространено практически на все сферы деятельности человека. Сегодня такое искусство используется разве только для концертов, спектаклей, каких-либо мероприятий, но во времена СССР это был один из самых действенных способов пропаганды и агитации.

В СССР были популярны такие виды плакатов, как:

3. Плакат «За мир и жизнь, против ядерной войны» художник Т. Неснова, 1983 г. из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

– Политические. Они посвящались государственным праздникам и важным политическим событиям в стране и мире, партийным съездам и конференциям. В них подчеркивалась важная роль коммунистической партии, отмечалась положительность и своевременность принятых ей политических мер и экономических решений, направленных на улучшение жизни простых советских людей.

– Просветительские. К просветительским плакатам относятся плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, спорт и спортивные мероприятия, соблюдение правил безопасности, культурное просвещение и преодоление безграмотности, успеваемость в учебе, высокое качество или улучшение служебных обязанностей. Расцвет антиалкогольных плакатов пришелся на годы перестройки, именно тогда был введен «сухой закон» и организована антиалкогольная компания. Меньше производили плакатов о вреде курения. А в 1980-х годах начали появляться плакаты о вреде наркозависимости.

– Рекламные. В Советском союзе был хорошо налажен выпуск рекламных плакатов.  К ним относили торгово-рекламные плакаты, рекламирующие продукты питания, напитки, одежду и обувь, бытовую технику, мебель. В СССР были распространены туристические плакаты, их считают тоже видом рекламного плаката. Туристические плакаты призывали граждан развивать туризм, путешествовать по стране, популяризировать курорты, санатории, базы отдыха. Особое место в ряду советских рекламных плакатов занимают зрелищно-рекламные плакаты, рекламирующие культурно-развлекательные мероприятия: театральные постановки, кино, цирковые представления, оперу и балет.

4. Плакат «Ты тоже будешь героем» художник В. Иванов, 1984 г. из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

– Военные плакаты. Одну из самых важных ролей играл военный плакат. Во время Великой Отечественной войны плакаты распространялись с еще большей скоростью. Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они бьют точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоции: гнев, ярость, ненависть — и в то же время рождает патриотические чувства: любовь к семье, к родному дому, к Родине. Они помогали людям выстоять в эти тяжелые времена, давали поддержку и надежду на лучшее.

– Плакаты о труде. Советские плакаты о труде прославляли рабочего человека, мотивировали улучшать качество и повышать производительность труда. Каждая специальность полезна, почетна и нужна для общества — такова основная идея плакатов

 Плакаты играли важную роль в жизни каждого советского гражданина того времени. Данный способ получения и распространения информации был самым популярным и эффективным. Плакаты были повсюду на улицах городов, на стенах домов, в магазинах, в газетах. Даже в самые сложные для государства времена именно плакаты подбадривали и мотивировали людей.

Н.О. Хандова – старший научный сотрудник, Старочеркасского музея-заповедника

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 611