Праздник музыкальных инструментов призван поддержать инициативу сохранения традиций и достижений нашей многонациональной страны и в очередной раз напомнить, как богата культура нашей страны на талантливых людей.
Камерный оркестр народных инструментов «Родник».
День баяна начали отмечать не так давно. В 2009 году российский баянист, народный артист РФ, профессор Фридрих Липс, заведующий кафедрой баяна и аккордеона Российской академии музыки им. Гнесиных предложил установить этот праздник. Его инициатива вызвала к жизни уникальное фестивальное движение, и уже в 2010 году, по инициативе кафедры баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, был учрежден ежегодный Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники. С 2010 года этот праздник проводится во многих городах России.
В канун праздника в библиотеке им. М.А. Шолохова прошла тематическая выставка «Жива гармонь, жива Россия». В рамках выставки посетителям библиотеки рассказали об истории язычковых инструментов, мастерах-создателях музыкальных инструментов, об известных исполнителях произведений на баяне и аккордеоне, а еще и самим подержать в руках настоящий баян.
Из истории баяна…
Прототипом баяна, аккордеона и гармоники можно считать национальные китайские, японские и лаосские инструменты, появившиеся более трех тысяч лет назад. Одна из таких китайская губная гармошка – шэн, она имела похожий с современными инструментами принцип подачи звука.
В XIX веке немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогающий в настройке инструментов, который стал предшественником гармони. Спустя время австрийский изготовитель музыкальных инструментов Кирилл Демиан смог преобразовать изобретение Ф. Бушмана, и так у него получилась первая гармонь.
В этом же столетии гармоника добралась до России и завоевала свое признание и любовь русского народа. Уже ни одно торжество не могло пройти без игры на гармони, став символом русской культуры наряду с балалайкой.
Всеобщее внимание к этому инструменту породило создание мастерских, затем и фабрик, где изготавливали местные разновидности гармоней.
Тогда все музыканты обучались игре на гармони самостоятельно. Но это не мешало им творить настоящие чудеса исполнительского мастерства, хотя конструкция музыкального инструмента была довольно примитивной.
В ряду первых самородков были рабочий из Тулы Н.И. Белобородов. В 1871 году под его руководством мастер Павел Чулков создал двухрядную гармонь, которая имела полный хроматический строй. После, уже в 1897 году, на одной из выставок он представил инструмент с гнутой механикой в «левой руке», которая тоже позволяла одним нажимом на клавишу по- лучать готовые аккорды.
Первый баян появился в России уже в 1907 году. Его создателем стал мастер-кон-структор П.Е. Стер-лигов, который сделал его для выдающегося гармониста Я.Ф. Орланского-Титаренко. Его баян значительно отличал- ся от европейских инструментов и представлял собой исконно русскую модель. Это был совершенно новый музыкальный инструмент, на котором справа располагалась четырехрядная клавиатура (ее систему Стерлигов придумал самостоятельно), а на левой – аккорды и басы. Через шесть лет мастер создал пятирядный баян, модель которого остается востребованной и сегодня.
Этот инструмент получил такое название в память о древнерусском сказителе.
Душа русского народа
Ю.И. Настусенко и участники ансамбля баянистов и аккордеонистов «Аккорд». / ФОТО из архива ДШИ г. Аксая
Со временем баян и его необычное звучание прочно стали ассоциироваться с русской народной музыкой, и тем самым этот инструмент стал символом русской народной музыки. Этот музыкальный инструмент даже спустя время стали по праву называть «душой русского народа».
После широкого распространения баяна в ХХ веке по всей России начали появляться первые ансамбли, а поклонники этого инструмента стремились приобрести его и себе. Основное производство было налажено в Туле, потом появились фабрики по изготовлению музыкального инструмента в Москве и Петербурге.
Этот музыкальный инструмент обладает такими возможностями, которые позволяют исполнять на нем не только веселые и народные композиции. Также благодаря ему можно сыграть классические произведения, вальсы, оперы и другие. Все это помогает передать или прочувствовать различные эмоциональные переживания русского народа.
Особое значение музыкальный инструмент приобрел во время Великой Отечественной войны. В суровое военное время, в промежутках между сражениями, солдаты находили возможность перевести дух и заполнить свободные минуты под звучание музыкальных инструментов. Тогда звучание и баяна, и гармони придавало сил солдатам, помогало поднять их боевой дух и вдохновляло на подвиги. Они звучали повсюду – в землянках, на привалах и на полях сражений. Даже в бой шли с баяном.
И в ансамбле, и в оркестре
Сегодня трудно представить оркестр или ансамбль русских народных инструментов, где не играли бы на баяне. Это заслуга основателя Великорусского оркестра народных инструментов В.В. Андреева. Музыкант заложил традиции исполнительства в народном оркестре, благодаря включению баяна и гармони, он приобрел необыкновенное выразительное тембральное звучание.
На этом музыкальном инструменте звучали народные мелодии, популярные советские песни, плясовые, которые до сих пор несут в себе важную национальную значимость и ценность для русского человека.
В последние десятилетия интерес к баяну активно растет. Все больше людей желают научиться игре на баяне. В нашей стране отлично развито музыкальное образование, а донская земля богата на именитых и талантливых баянистов, которые продолжают популяризировать музыкальный инструмент на всероссийском и даже международном уровне. Так, например, Ростовская консерватория им. С.В. Рахманинова известна своими великими преподавателями – В.А. Семенов (сегодня он преподает в Академии музыки имени Гнесиных в Москве), С.И. Бланк, Ю.П. Дранга, Ю.В. Шишкин.
Выставка «Жива гармонь, жива Россия» в МЦБ им. М.А. Шолохова. / ФОТО Е. Дорофеевой
В Аксайском районе тоже взращивают своих талантливых баянистов. На базе Детской школы искусств есть камерный оркестр народных инструментов «Родник», в состав которого входят лучшие преподаватели Детской школы искусств города Аксая – семья Басенко, а также О.С. Андреев, М.А. Моргунова, И.В. Варфоломеева, Н.Б. Юно-шев Н.В. Сомкина и А.И. Савченко. Здесь играют на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гуслях и ударных инструментах. Всего в репертуаре ансамбля насчитывается более 170 произведений как инструментальных, так и аккомпанементы для вокалистов. А еще есть в школе ансамбль баянистов и аккордеонистов «Аккорд», где играют на музыкальном инструменте как преподаватели, так и воспитанники школы. Коллективы часто принимают участие в различных фестивалях и конкурсах, становятся лауреатами и привозят домой заслуженные награды.
– Баян на сегодняшний день – очень востребованный музыкальный инструмент. Несмотря на то, что во второй половине прошлого века наиболее было распространено домашнее музицирование на гармони, время на месте не стоит и инструмент постепенно приобрел свое почетное место наряду со многими другими, – рассказывает преподаватель по классу баяна и аккордеона Детской школы искусств г. Аксая А.И. Савченко.
Благодаря преемственности поколений, тесной работе воспитанников и преподавателей удается сохранить ценность этого музыкального инструмента. А сами воспитанники уже достигают музыкальных вершин. Например, Александр Иванович упоминает об одном из своих первых воспитанников – Романе Шаповалове, который закончил Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова, ученик и упомянутого выше Ю.В. Шишкина, а сейчас он является солистом Ростовской государственной филармонии. А также о нынешнем воспитаннике школы Дмитрии Журавлеве, юный баянист несмотря на свой возраст уже показывает достойные результаты на конкурсах разных уровней.
С уверенностью можно сказать, что чудесный музыкальный инструмент продолжает жить – как в нашей памяти, так и в руках талантливых исполнителей, – и оставаться важной частью культуры русского народа.
Яна НАЗАРКИНА