Событие это является особенным для духовенства и прихожан, которые стали настоящей семьей.
Крестный ход с Аксайской иконой Божией Матери. / ФОТО автора
Подробный рассказ об истории возникновения церкви можно найти на ее официальном сайте. Там сказано, что появление храма напрямую связано с Аксайской иконой Божией Матери. Существует две версии появления чудотворного образа.
«В архивных фондах сохраняются документы, свидетельствующие об истории Аксайского образа Пресвятой Богородицы и о том почитании, которым он пользовался у населения области.
В 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в Черкасск чудотворную Виленскую икону Богоматери Одигитрии. Подтверждение этому находим в знаменитом труде донского историка В. Сухорукова «Историческое описание земли войска Донского». В честь привезенной иконы и с благословения Московского Патриарха Никона, казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Ее икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась в сонных видениях многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть ее туда, откуда взяли, то есть в город Вильно. Долгое время требование не исполнялось, потому что казакам было жаль расставаться со святыней, к тому же расстояние до Вильно составляло несколько тысяч верст. В 1662 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окруженные со всех сторон казаки дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью, во главе отряда поставили атамана Осипа Галактионова. В сопровождение ему дали священника Матвея и диакона Григория с тем, чтобы они всю дорогу до Москвы, куда икона была при отписке казаков отправлена прямо к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении в Вильно, обязательно служили перед святыней молебны. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся», – говорится в материале, опубликованном на сайте Одигитриевского храма.
Вторая версия появления образа Пресвятой Богородицы говорит о том, что икона долгое время хранилась в келье Святителя Тихона, епископа Воронежского, а потом была подарена священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову. Батюшка был известным церковным деятелем на Дону, усердным молитвенником. Он приложил немало усилий для строительства Тройцкого храма. После смерти отца Василия Петрова икона Одигитрия исчезла.
В августе 1830 года в станице Аксайской началась эпидемия холеры, унесшая много жизней. Богоматерь стала являться во сне местным жителям. Она просила найти в одном из заброшенных домов икону Одигитрии, по молитвам перед которой Господь и спасет всех от скорой и ужасной смерти.
«Прихожане обратились к священнику Тимофею Попову. Облачившись в ризу, с крестом в руках, священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Вошли в комнату и там, за печью, под толстым слоем мусора, обрели драгоценное сокровище – икону Божией Матери Одигитрии. Немедленно отец Тимофей вынес ее на улицу к ожидавшему народу и всех благословил ею. Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим».
Урядник Василий Горжиев в своих воспоминаниях написал, что он был болен холерой и выздоровел после того, как мать с помощью прислуги вынесла его на улицу, приложили к нему икону, отслужили молебен и покропили святой водой. На третий день после чудесного явления иконы эпидемия в Аксае прекратилась, а в Новочеркасске продолжала свирепствовать. Образ был отправлен в соседний город и выставлен в Николаевской церкви, а потом во временно устроенной часовне. Три дня непрерывно служились молебны и холера отступила.
Храм Одигитрии. / ФОТО из архива редакции
С 1832 по 1847 год икона находилась в Новочеркасском войсковом Соборе до новой эпидемии холеры. Когда она началась, в Аксае умирало по сто человек в день. В это время шло строительство Ольгинской дамбы. Среди строителей возникла паника. Многие бросали работу и уезжали. Выборные от станичного общества обратились к начальнику войскового штаба генералу М.Г. Хомутову (он приехал усмирять рабочих) вернуть икону Божией Матери в Аксай. Просьба была выполнена. Образ был принесен в станицу на руках. По пути к выборным, несших икону, присоединялось порядка тысячи человек.
«Генерал Хомутов распорядился, чтобы при приближении к станице звонили во всех церквах в колокола. Все местное духовенство и народ станицы со святыми хоругвями вышли навстречу иконе».
Образ принесли в Троицкую церковь, отслужили молебен и затем обнесли ее вокруг станицы. Через пять суток холера в Аксае утихла, но с новой силой вспыхнула в Новочеркасске. Образ вернули в этот город и поставили в палатке со сквозным проходом. Люди шли поклониться иконе днем и ночью. Когда и здесь болезнь отступила, икона была возвращена в станицу Аксайскую. К этому времени она была официально признана чудотворной.
Однако образ находился в Аксайской станице всего 86 дней в году. Остальное время икона пребывала по очереди в других населенных пунктах. В станице Аксайской икона в основном пребывала в Троицкой церкви, построенной священником Василием Петро-вым на средства прихожан. Она привлекала множество паломников. Образ был богато украшен жемчугом, бриллиантами, алмазами, яхонтами и бриллиантами. Икона находилась в золотом окладе, серебряном киоте.
«На месте обретения Аксайской иконы 18 мая 1891 года был заложен храм. Владелец этого участка сотник Лотошников пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Дело строительства храма после смерти мужа возглавила Надежда Ефимовна Лотошникова совместно с казаками Хрисанфом Гуржиевым и Иваном Чеботаревым… В Вознесенском соборе в Одигитриевском приделе постоянно находился также список с Аксайской чудотворной иконы Божией Матери. Он хранился в особом киоте под балдахином на четырех резных колоннах, высотой четыре с половиной метра. Балдахин был сделан из дерева, весь резной, и венчался резным же крестом. Сама икона была написана на кипарисной доске непосредственно с оригинала местным живописцем, владельцем иконостасной мастер-ской, Ардалионом Соловьевым. Внизу киота находилась медная вызолоченная доска со следующей надписью: «Сия Аксайская икона Божией Матери Одигитрии, копия с чудотворной, сооружена усердием благодарных жителей Новочеркасска, в память избавления их от холеры в 1892 году… Поклонение Аксайской иконе совершалось в Донской области неизменно вплоть до 1920 года, соблюдалось расписание ее перемещений. Многотысячные крестные ходы сопровождали икону из Аксая в Новочеркасск и обратно. С установлением советской власти следы иконы теряются. Не сохранились и чтимые списки с Аксайской чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако, по счастью, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала».
В настоящее время в Одигитриевском храме находится современный список, написанный с помощью найденных документов и изображений. Он был торжественно принесен в Аксай в 2018 году. Чудотворный образ более года создавался мастерами-иконописцами под контролем архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии. Поучаствовать в праздничных мероприятиях собрались тысячи православных людей. Они встретили икону на площади Героев (на этом месте находился Троицкий храм) и крестным ходом понесли образ в Одигитриевский храм. Во главе молитвенного шествия была казачья конница, состоящая из казаков До- на, Франции, Великобритании и Дальнего Востока. Икону несли на специальной подставке на своих плечах несколько казаков.
Ксения ЩЕРБАКОВА