Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:58, 01.08.2024

Где можно увидеть заброшенный Волго-Донской канал Петра Великого

При автопутешествии из Волгодонска в Поволжье или на Урал в Волгоградской области можно осмотреть остатки Волго-Донского судоходного канала, строительство которого велось во времена Петра Первого.

Волгодонск — это дитя строительства Волго-Донского судоходного канала. В 2024 году Волгодонску исполнилось 74 года, а каналу — 72 года. Но попытки соединить бассейны Волги и Дона предпринимались и ранее. Один из самых амбициозных проектов такого рода реализовывался во времена Петра Первого, когда в период войн с Турцией за обладание берегами Азовского и Черного морей. В это же время на берегах Волги строился предшественник Волгодонска — город Дмитриевск, сейчас известный как Камышин. Именно он должен был стать начальной точкой канала в сторону Волги.

Как проехать

Осмотр петровского канала не займет много времени — не более одного часа. Его посещение удобнее всего приурочить к поездке в Саратов, Самару или другой город Поволжья.

Если из Волгодонска ехать на северо-восток по трассе Р-228 Волгоград - Сызрань, то рядом с городом Камышиным появится указатель Петров Вал. От федеральной трассы в этом месте появится поворот налево. Через 13 километров по правую сторону дороги покажутся окраины города Петрова Вал. Сам он ничем не примечателен: главная улица с пятиэтажками, частный сектор и большая железнодорожная станция с локомотивным депо. Это такой типичный поселок железнодорожников, выросший в небольшой город.


Канал Бреккеля

При заезде в город с правой стороны от дороги появятся два огромных вала, разделяющих широкую ложбину. Высота валов впечатляет: она достигает 10-15 метров. Эти земляные сооружения и есть остатки Волго-Донского судоходного канала. От дороги валы тянутся на несколько километров. Прогулка вдоль валов займет от 15 до 40 минут.

В Петровом Валу сохранилось два участка канала. Южный с большими валами, которые и интереснее всего осмотреть, носит название канала Бреккеля, северный — канала Перри. Канал Перри в ландшафте города почти не читается.


Отдохнуть и поесть перед новым этапом поездки лучше всего не в Петровом Валу (сервис там представлен мелкими кафе), а в соседнем Камышине. В Петровом Валу нормальная бесплатная туалетная комната есть в здании железндорожного вокзала. Там можно найти как сетевые, так и местные заведения. После трапезы можно совершить небольшую прогулку вдоль волжской набережной до бывшего Земского дома, который в настоящее время занимает краеведческий музей.


Город Петров Вал возник в годы Великой Отечественной войны как поселок при узловой станции на Волжской рокаде - железной дороги, проложенной вдоль правого берега Волги для снабжения фронта под Сталинградом. 

Почему в этом месте строили канал

Протяженность современного Волго-Донского судоходного канала между Волгой и Цимлянским водохранилищем - 101 километр. Копать вручную такую трассу оказалось невозможно. Вставала и проблема, где взять воду для работы канала, ведь его трасса проходила по водоразделу Волги и Дона, на гребне которого воды просто не было.

Поэтому для уменьшения объема земляных работ появилась идея начать строительство канала не в месте наибольшего сближения Волги и Дона, а в 185 километрах севернее. Там к Волге на сравнительно небольшом расстоянии подходит речка Иловля, правый приток Дона. Высокий же правый берег Волги в этом месте прорезает небольшая речка Камышинка, долина которой и должна была стать основой трассой канала.

Считалось, что при использовании русел речек Иловля, Грязновка и Камышинка протяженность канала составила бы всего 15 километров. Правда и размер судов для такого канала получался миниатюрным даже для конца 17 столетия, ведь после перехода из Волги, суда должны были пройти еще более 100 километров по речке Иловля, прежде чем попасть в Дон. Сейчас Иловля в верхнем течении практически пересохла.


Чертеж канала Крюйса

Голландский адмирал Корнелиус Крюйс исследовал местность и составил проект «Новая и правдивая карта о перекопе, чтобы из Дону или Танаиса кораблям Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить», который был послан в Парижскую академию наук и был там одобрен.

По этому плану предполагалось построить 10 шлюзов и 4 плотины для повышения уровня воды Иловли и Камышинки. Работы начались в 1697 году под общим руководством начальника Казанского приказа князя Бориса Алексеевича Голицына, «главным инженером» в современных терминах был назначен немец Иоаганн Бреккель, который уже служил военным инженером в русских войсках во времена Азовских походов. В 1698 году были прорыты 4 километра канала, и на Камышинке был построен первый шлюз, но при попытке его заполнения водой, он разрушился.


Затопленное после создания плотины ГЭС у Волгограда устье реки Камышенка в Камышине. Здесь должен был стоять, отмеченный на плане, первый шлюз на канале.

Бреккель тайно покинул стройку и уехал из России. Приглашенный новый инженер англичанин Джон Перри (который был замечен Петром во время пребывания Великого посольства в Лондоне) признал направление канала неправильным и начал рыть новое русло шириной 47 метров. С весны до поздней осени 1701 года на канале работало до 15 тысяч человек, и к 1702 году было прорыто 8 километров, и построено несколько шлюзов. Однако, с началом Северной войны все силы страны были брошены на выход России к Балтийскому побережью, и стройка прекратилась. Первоначально планировалось в скором времени вернуться к строительству, но этого не произошло. Неудачей закончилась и другая попытка соединения Дона с Волгой в современной Тульской области, предпринятая в это же время.


Волжская набережная в Камышине

Накопленный опыт проектирования и создания гидротехнических сооружений был использован при строительстве Санкт-Петербурга и Вышневолоцкой водной системы.

Проект канала между Волгой и Доном стал неактуальным почти на 200 лет. Вновь к активному обсуждению соединения двух рек вернулись только в конце 19 столетия, а сам канал удалось построить только после Великой Отечественной войны.


Земский дом - теперь краеведческий музей в Камышине. Рядом - памятник Петру Первому

В первой половине 18 столетия оставшиеся от канала земляные валы использовались в качестве укрепленной линии для защиты от кочевников. После 1750 года зона канала была заброшена окончательно. К этому времени все остатки шлюзов из дерева и камня были использованы для повторного строительства. Но сами насыпные валы остались в незаселенной местности и оказались нетронутыми человеком.

Константин Прибрежный

Новости на Блoкнoт-Волгодонск
просмотров: 182

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.