Платные образовательные услуги в настоящее время пользуются большим спросом. На потребительском рынке присутствует многообразие образовательных организаций, реализующих различные образовательные программы на платной основе.
Потребителю необходимо знать некоторые понятия и особенности пользования платными образовательными услугами.
Важной гарантией соблюдения прав потребителей в сфере получения платного образования является регламентация порядка и условий заключения договора об оказании платных образовательных услуг.
Отношения между исполнителем и заказчиком при оказании платных образовательных услуг регулируются: законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441.
Первое, на что следует обратить внимание потребителю, на этапе заключения договора на оказание платных образовательных услуг, это наличие полной и достоверной информации об исполнителе и о его услугах. Выбирая учебное заведение, потребитель в первую очередь должен убедиться, что данное учебное заведение имеет лицензию на право заниматься образовательной деятельностью.
Договор на оказание платных образовательных услуг заключается в простой письменной форме и должен содержать полную информацию, предусмотренную п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг.
Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции.
Возможность и основания возврата денежных средств при досрочном прекращении договора зависят от оснований такого прекращения: в случае расторжения договора по инициативе или по вине заказчика (например, ввиду отчисления за неуспеваемость) плата за услуги, которые не были оказаны, должна быть возвращена, за исключением фактически понесенных исполнителем расходов. Иными словами, заказчику подлежит возврату сумма за услуги, которые не были (не будут) оказаны.
При расторжении договора по вине организации, оказывающей образовательные услуги (в частности, ввиду лишения государственной аккредитации), подлежит возврату полная стоимость обучения.
При оказании заказчику платных образовательных услуг, исполнителем могут быть предложены дополнительные платные образовательные услуги. Потребитель имеет право от них отказаться. Потребителю необходимо помнить, что отказ от предлагаемых ему исполнителем дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договором, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем платных образовательных услуг по ранее заключенному договору.
В случае нарушения прав потребителя при оказании платных образовательных услуг, потребителю необходимо направить исполнителю письменную претензию с изложением сути претензии и соответствующим требованием. Претензия вручается исполнителю в двух экземплярах под подпись, либо направляется Почтой России с уведомлением. В случае отказа исполнителя в удовлетворении претензионного требования, либо оставления претензии без рассмотрения, потребитель имеет право обратиться с жалобой в территориальный отдел Роспотребнадзора, а также с исковым заявлением в суд.
А.В. Степанова, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО