Календарь

Июнь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

15:33, 22.06.2024

23 июня отмечается Международный день балалайки

23 июня отмечается Международный день балалайки

Балалайка многие годы остается одним из самых узнаваемых русских народных музыкальных инструментов. Этот музыкальный инструмент занимает особое место в культуре России, став настоящим символом русской народной музыки.

Кружок любителей игры на балалайках. 1894 г. / ФОТО сети Интернет

В честь этого народного инструмента в 2008 году был учрежден праздник – Международный день балалайки, который посвящен не только самому инструменту, но и музыкантам-народникам, играющим на балалайке. Кстати, дата 23 июня была выбрана не случайно. Ведь ее историческим основанием послужило первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

Название этого музыкального струнного инструмента всегда привлекало внимание своим словно певучим звучанием. Существует две версии происхождения названия балалайки. Так, согласно первой версии – ученые относят его к тюркским корням и происходит оно от слова «бала», что переводится как «ребенок» или «дите». Вторая же версия говорит о праславянском происхождении названия инструмента. По мнению ученых, это выдает корень слова – «балалайка» (или как ее еще называли «балабайка») – ведь это созвучие напоминает хорошо нам знакомые русские слова: балакать, балабонить, балаболить, балагурить, которые несут в себе значение – разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать. В общем, такой перевод и значение слова «балалайка» помогают передать суть этого музыкального инструмента – простого, легкого и звонкого, не имеющего столь серьезного образа. Но это, конечно, лишь на первый взгляд.

Интересный исторический факт о балалайке – нельзя назвать точную дату ее появления и происхождения, кроме определенных ссылок на упоминания об этом инструменте. Но известно, что широкое распространение инструмент получил в конце XVII века и полюбился каждому за свою звонкую игру. Хотя некоторые источники рассказывают, что балалайка существовала и раньше. Вот, например, на сайте Культура.РФ приводится история о том, как в Х веке арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан, отправившийся в Волжскую Булгарию, увидел балалайку у русских купцов. Об этом он написал в своей книге путевых заметок, которая называлась «Записка».

Изначально балалайка имела всего две или три струны, а гриф, где были расположены сами струны, был в несколько раз длиннее самого основания музыкального инструмента, а сам инструмент имел овальную форму. Через несколько столетий такая балалайка будет усовершенствована композитором и дирижером Василием Андреевым, после чего русская балалайка будет иметь два типа – народный и андреевский, названный в честь своего создателя. Именно он создаст в XIX веке балалайку, ставшую основой для русского народного оркестра.

Однажды В.В. Андреев услышал, как по соседству кто-то играет на трехструнном инструменте, который больно его заинтересовал, это и была балалайка. Тогда Василий Васильевич решил и сам научиться игре на ней. Так ему понравилась балалайка, что он решил ввести ее в число оркестровых инструментов.

Группа крестьян за столом. Около 1907 – 1915 гг. Фотография С.М. Прохудина-Горского. / ФОТО сети Интернет

– Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами, – говорил Василий Андреев.

Над новым обликом балалайки сам Андреев постарался, лично подготовив чертежи. И вместе с мастерами музыкальных инструментов Францем Пасербским, Семеном Налимовым и другими они создали новый вид балалайки – хроматическую. Нововведение заключалось в том, что музыкант заменил традиционные деревянные лады на грифе балалайки металлическими ладами, как у гитары, которые были разделены на полутона перекладинами. Так балалайка получила вместо диатонического звукоряда – хроматический, что позволило расширить музыкальные возможности этого инструмента. Также Василий Васильевич предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготавливать из бука, что придало еще лучшее звучание инструменту, и еще укоротить его до 600 – 700 мм.

Это было в 1887 году. Тогда же по чертежам Андреева была создана не только хроматическая балалайка, но и ее разновидности: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас, которые стали основой русского народного оркестра. Семейство балалаек создал мастер Ф.С. Пасербский. Тогда же была издана первая «Школа для балалайки», открыты классы игры на ней в Соляном городке в Петербурге, организован «Кружок любителей игры на балалайках». Позже выступление этого Кружка в здании Санкт-Петербургского общества взаимного кредита 20 марта 1888 года стало первым в истории оркестра русских народных инструментов, получившего потом свое название в честь его создателя В.В. Андреева.

Благодаря заинтересованности В.В. Андреева в этом чудном музыкальном инструменте, слава о нем распространялась все больше и больше. С конца 1880 года в русском обществе развилось широкое увлечение народными инструментами, особое место среди которых заняла балалайка. Тогда же вырос спрос на народные музыкальные инструменты, благодаря чему вырос и объем работы по их производству среди мастеров музыкальных инструментов. Впоследствии начали издавать школы и ноты.

Балалайка освоилась в русском фольклоре на рубеже XVIII века, когда уже стала распространенным музыкальным инструментом в России. Она становилась источником вдохновения и элементом литературных произведений, живописи. С конца XIX века балалайка начала восприниматься не просто как музыкальный инструмент, а как символ русской нации и России. Хотя изначально инструмент считался забавой пастухов и скоморохов, которые, не имея особых забот, могли совершенствовать свое мастерство игре на этом инструменте. В народе даже ходили шутливые или осуждающие поговорки о ней: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок», «Орать – не в балалайку играть» («орать» тогда имелось ввиду пахать землю плугом). Но при этом звонкое и мягкое звучание балалайки нравилось людям, игра на ней расслабляла после тяжелого дня. А впоследствии этот инструмент и вовсе стал настоящим достоянием в стране, все благодаря тому же Василию Андрееву. Именно он вывел этот щипковый инструмент на новый уровень, когда на нем стремились научиться играть, послушать его звучание и насладиться им.

Богатство балалаек, воссозданных С.П. Толмачевым.
/ ФОТО С.П. Толмачева

На протяжении нескольких столетий этот музыкальный инструмент претерпевал как внешние изменения, так и отношение к себе со стороны людей. Ведь если до XIX века это был забавный простой инструмент, то потом он приобрел и разнообразное звучание, и перешел в ранг оркестровых, академических инструментов. Балалайка стала широко использоваться в народных хороводах, оркестрах, на концертах и в записи музыки, а также в качест-ве аккомпанемента фольклорных и песенных ансамблей.

В наши дни балалайка продолжает радовать слушателей своим неповторимым звучанием и прочно укоренилась в сердцах музыкальных ценителей, сохраняя свою неповторимую русскую душу и красоту. Она остается популярным и востребованным инструментом в России. Балалайка выходит на первый ряд или становится дополнением в исполнении музыкальных коллективов как профессиональных, так и любительских. Кроме того, растет интерес к изучению балалайки среди молодежи, а также мастер-классы и фестивали, посвященные этому инструменту, привлекают все больше участников из разных уголков страны.

Старинный русский инструмент и сегодня вдохновляет творческих людей. Мастера создают свои балалайки или реставрируют старые, чтобы вновь впустить в них жизнь. Как, например, С.П. Толмачев, о котором мы не так давно писали. Вместе со своими воспитанниками в сельском Доме культуры станицы Мишкинской они не только играют на различных балалайках в образцовом ансамбле народных инструментов «Донцы», но и расписывают их, реставрируют. А в детских школах искусств детей учат игре на этом музыкальном инструменте, что помогает им проникнуться культурой родного края.

Мария ГРОМОВА

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 367

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.