На территории Монастырского урочища (Каплица) в станице Старочеркасской состоялся ежегодный фестиваль воинской обрядовой культуры шермиции. Организатором «Шермиций – 2024» выступила Ассоциация шермиций, при поддержке ВКО «Всевеликое войско Донское» и ГКУ «Казаки Дона».
История шермиций началась с конца XVI века, когда местом сбора юртовых гулебщиков становится Монастырский яр. Гулебщики – это отряды охотников, от близлежащих юртов, которые съезжались ранней весной перед первым разливом Дона. Целью таких сборов являлась подготовка казаков к поискам и походам.
В 1620 году урочище Каплица под Старочеркасской уже считалось главным местом сбора казаков – войсковым центром, здесь же хоронили погибших товарищей. Казаки выбирали походных или гулебных атаманов, при станичных знаменах и бунчуках отправлялись на места старых городков, устраивали там молебен, а потом состязались в скачках, наездничестве.
Шермиции – традиционные воинские игры донских казаков. В основу этих игр положены станичные домашние игры, которые проводили к праздничным датам (Покров Пресвятой Богородицы, Святки, Красная горка, Троица). Подобные состязания включали в себя скачки, джигитовку на коне, фланкировку оружием, рубку лозы, традиционные виды борьбы и кулачного боя. Варианты их несколько разнились от станицы к станице, однако в целом все эти виды обладали общими чертами. Их обобщенно можно охарактеризовать как стилевые особенности воинского искусства донского казачества.
На «Шермиции – 2024» съехались казаки со всей Ростовской области. Аксайский район представляли казаки станиц Старочеркасской, Ольгинской и города Аксая.
Состязания были пешими и включали в себя фехтование на шашках и пиках, рубку полосы мишеней на бегу, стрельбу из лука, турнир по фехтовальной игре «Царь», а также турнир по чекмарю/шинти на «Кубок Скифии».
|
|
|
|
Шермиции на Каплице. / ФОТО Андрея Плужникова, Андрея Ярового, Александра Рязанова |
Организаторы игр всегда стараются максимально следовать существовавшим на Дону казачьим воинским традициям, что превращает шермиции в подлинный праздник национальной казачьей культуры, на котором формируется та неуловимая субстанция, превращающая их участников в единое целое, объединенное общими целями и ценностями, консолидирующая современных казаков на основе духовной, воинской куль-туры и традиции предков, возвращающая их потомкам утрачиваемое народное самосознание.
Людмила БОРОУХИНА