Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:09, 28.04.2024

Основные принципы питания школьников

Десять главных правил питания, а также самые распространенные ошибки родителей при составлении рациона.

Школьный возраст (от семи до 17 лет) – важнейший период в жизни человека, время физического, интеллектуального, нравственного становления и активного развития. В современном мире школьники принимают на себя и вынуждены перерабатывать все возрастающее давление информационного потока, воздействующего на них не только на учебе, но и дома. Помимо школьной программы многие дети и подростки дополнительно занимаются в кружках и  спортивных секциях. Для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно грамотно организовать питание школьника.

Принципы питания: многие родители считают, что в деле устройства питания школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Однако важно знать и понимать принципы рационального питания и правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение в сохранении здоровья ребенка.

Принцип 1.
Четкий режим питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усвоению пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний. 

Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приема пищи: 
– первый завтрак дома: 07-00 – 08-00;
– второй завтрак: 10-30 – 11-00;
– обед: 13-00 – 14-00;
– полдник: 16-30 – 17-00;
– ужин: 19-00 – 20-00 (не позже чем за полтора часа до сна).

Для детей, обучающихся во вторую смену: 
– завтрак: 07-00 – 08-00;
– обед: 12-00 – 12-30;
– полдник: 15-00;
– ужин: 20-00 – 20-30.

Принцип 2.
Адекватная энергетическая ценность рациона, полностью компенсирующая, но не превышающая энергозатраты ребенка, учитывающая возраст, пол, физическую конституцию, интеллектуальную и физическую активность. В зависимости от возраста в среднем совокупная энергетическая ценность рациона в сутки должна составлять: 
– 7 – 11 лет: 2 300 ккал;
– 11 – 14 лет: 2 500 ккал;
– 14 – 18 лет: до 3 000 ккал.

Принцип 3.
Сбалансированность и гармоничность рациона по всем пищевым компонентам (белки, жиры, углеводы, макро– и микронутриенты). Содержание белков, жиров и углеводов следует поддерживать в соотношении примерно 1:1:4 по массе и по калорийности 10 – 15 процентов: 30 процентов: 55 – 60 процентов соответственно. Содержание растительных и животных белков должно быть в соотношении 2:3. Жиры преимущественно растительные.

Принцип 4.
Обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион. В питании обязательно должны присутствовать молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла.

Принцип 5.
Приготовление вкусных и красивых блюд. Важно избегать од-нообразия меню, чтобы ребенку не надоело есть одно и то же.

Принцип 6.
Щадящая кулинарная обработка, обеспечивающая микронутриентную сохранность продуктов при приготовлении блюд (запекание, варка, приготовление на  пару), ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре.

Принцип 7.
Приготовление блюд преимущественно из свежих продуктов с соблюдением сезонности, допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты. Обеспечение биологической безопасности питания.

Принцип 8.
Обеспечение достаточного временного резерва для неспешного приема пищи. Необходимо выделять не менее 20 – 30 минут для каждого основного приема пищи и 10 – 15 минут для перекусов.

Принцип 9.
Если родителей не устраивает организация питания, принятая в конкретной школе, необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим пропускаемый прием пищи. Причем при выборе перекуса, который ребенок возьмет с собой в школу, нужно предусмотреть сохранность свежести еды в течение четы- рех-пяти часов. Соответственно, исключаются скоропортящиеся компоненты. 

Принцип 10.
Важно продумать упаковку, которая сохранит целостность перекуса (оптимально – пластиковый контейнер). Можно взять с собой фрукт (яблоко, грушу, банан) и орехи 30 – 40 грамм, бутерброд с сыром или запеченным мясом (важно: не использовать сливочное масло и майонез, эти компоненты уменьшают срок хранения бутерброда), дополнив его свежим огурцом или кусочками моркови. Несмотря на то, что в школах обеспечен беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде, желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылочку питья (холодный чай, морс, негазированную воду).

Наиболее распространенные ошибки в организации питания школьника:
– отказ от завтрака. 
Отсутствие полноценного завтрака недопустимо для школьника. Зачастую учащиеся мотивируют свой отказ от завтрака отсутствием аппетита и ограничивают утреннюю еду чашкой чая. Но отсутствие аппетита утром возможно только при нарушении режима дня или питания. Возможно, ужин был поздним или излишне плотным и калорийным. Другая ситуация – ребенок лег спать слишком поздно и утром предпочитает уделить время сну, пожертвовав завтраком;

– питание преимущественно полуфабрикатами. 
Конечно, готовые блюда, которые нужно только разогреть в микроволновой печи, существенно облегчают жизнь родителям. Но такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища;

– использование в качестве перекуса высокоуглеводных продуктов. 
Красочно оформленные сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье) или картофельные чипсы, соленые орешки являются привлекательными для детей в силу своей ценовой доступности и насыщенного вкуса. Совершая самостоятельный выбор при приобретении перекуса, дети чаще всего отдают предпочтение именно этим продуктам. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты, орехи;

– дефицит употребления рыбы. В среднем российский школьник ест рыбные блюда не чаще двух раз в месяц. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю для обеспечения организма полноценным белком и йодом;

– недостаточное употребление овощей и фруктов. 
Важно ежедневно употреблять не менее 300 грамм фруктов и 400 грамм овощей для обеспечения организма достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов;

– употребление кофеин- содержащих энергетических напитков. 
Часто этим грешат старшие школьники, используя такие напитки в качестве стимуляторов умственной активности при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита и язвенной болезни. Выраженное стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но и может стать причиной развития судорожного синдрома.

Питание при грамотной организации должно обеспечить учащихся всеми пищевыми ресурсами, необходимыми для полноценного развития растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.

А.В. Степанова, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РО

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 28

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.