Разными путями находим мы, журналисты, героев своих публикаций. Как-то недавно раздался у меня телефонный звонок. Мужской голос на том конце провода назвал себя и сообщил, что они с супругой 28 апреля отметят 45-летие семейной жизни , и он хотел бы, чтобы в газете появился очерк о его жене. Ведь секрет успешной семейной жизни , полагает он, целиком заслуга женщины.
Супруги Кошевич. / ФОТО автора
Действительно, женщину не зря называют хранительницей очага, ее мудрость и терпение – тот самый цемент, который скрепляет зыбкую почву разногласий и противоречий, а без них не бывает семейной жизни. Но, конечно, цемент самой высокой марки – это взаимная любовь супругов, которая возникает необъяснимо как, но живет с ними столько, сколько они сами живут на свете…
Первоначально мне показалось, что теплую статью о женщине можно поместить в номер на 8 Марта. Но когда я ближе познакомилась с Кошевичами (а это были именно они), оказалось, что писать надо не только о жене, а о семье. Кстати, фамилия Кошевичей хорошо и давно известна в районе, и не только в Черюмкине, за пределами хутора тоже есть у них родня.
Несколькими годами раньше наша газета вела постоянную тему «Своей земли хозяин», и глава администрации Верхнеподпольненского сельского поселения Татьяна Николаевна Терских рекомендовала этих людей как достойных, работящих, умеющих хорошо делать любую сельскую работу, а это, что ни говорите, самый надежный залог благополучия, тем более, в наше трудное время.
Встретились, разговорились , и оказалось, что знакомы мы с Михаилом Николаевичем давно, еще с доперестроечных времен. Он был не только специалистом, главным энергетиком в совхозе «Майский», но и не последним человеком в парткоме, заместителем секретаря парткома, а партийный комитет решал любые вопросы, как производственные, так и все остальные, причем вопросы любой сложности. Для этого партийный работник должен владеть основами всех наук, точных и общественных, быть психологом, человеком широкообразованным. Вот таким и был Михаил Николаевич Кошевич, что называется, дорос до уровня. Правда, у него за плечами была Высшая партийная школа, разные курсы повышения квалификации.
– Родился и рос я в сельской семье, ребятишек было трое, мы с братом и сестренка, – рассказывает о себе,– после школы поступил и окончил Ростовский радиотехнический техникум, ездил на каникулах со студенческим отрядом (вот в этом году будет 50 лет с того памятного лета). В 1976 году, после окончания учебы, пошел в армию, служил в Прибалтийском военном округе, даже принимал участие в военном параде в Риге, столице Латвийской ССР, 7 ноября 1979 года в честь очередной, 62-й годовщины Великого Октября.
Пришлось Михаилу учиться дальше и работать, в городе хотел остаться, но не получилось, вернулся в село, тут все родное. Он ни от чего не отказывался. Встретил девчонку, Сашу. Вот оно фото: красивая и гордая, словно неприступная крепость. Парни обычно таких девчат стороной обходят, побаиваются. Но Михаил ведь не лыком шит, он для нее такие слова нашел, каких она прежде, может, и не слыхала. И вот не устояла. Хотя мучила парня долго…
Саша в молодости.
У нее своя интересная история. Родилась и выросла в Мордовской АССР, была такая автономная республика в составе Российской Федерации. Поволжье – край крестьянский, земледельческий, люди на земле живут, эту землю и обрабатывают. Но живут небогато. А у нас на Дону другая беда: выращиваем овощи и плоды, а с весны до осени рабочих рук не хватает. Поэтому наши гонцы, в основном профсоюзные работники, всегда ездили зимой в Поволжье, вербовать молодежь на сезонную работу. Многие из приезжих тут потом и оставались. Выходили замуж, растили детей. Некоторые приезжали самостоятельно. Таким путем попала в хутор Черюмкин одна из сестер Бабиных. Спустя время за ней стали приезжать остальные, всего сестер было шестеро. Девчата работящие, бойкие, никакие трудности были им не страшны. Сменили сестры место жительства еще в 80-е годы, но вскоре на самом высоком уровне в стране заговорили о хозрасчете, как передовой форме организации труда, а потом на- чалась перестройка, и эти новые формы получили дальнейшее распространение. Вышла в передовые овощеводы знатная звеньевая совхоза «Майский» Зинаида Гуляева, одна из сестер этой семьи. По сей день занимается овощами Прасковья Бурлака, другая сестра (фамилии приведены, естественно, по мужьям). Таким же путем оказалась в Черюмкине Александра, тоже из этой же семьи, но она тогда еще в школе училась. Окончила восьмой класс, работала в саду разнорабочей, потом училась, а после учебы поставили ее учетчицей. Там и познакомилась с Михаилом. Он ремонтировал ящики для фруктов. В совхозном саду и встретились. Как оказалось – навсегда. Дружили шесть лет, Шура его из армии ждала, на других парней даже не смотрела. Он вернулся в ноябре 1978-го. А 28 апреля 1979 сыграли свадьбу. Вот будет 45 лет…
– И никто из местных парней ее не пытался соблазнить?
– Так я им сказал: кто к ней подойдет – пеняйте на себя…
Написать о дружной семье – кажется, это так легко. Но сам процесс словно бег по пересеченной местности. Все у них гладко, все размеренно… Но не бывает же, чтобы ни ссор, ни разлада, ни раздела имущества, ничего такого?
– Бывает!– смеются Александра Михайловна и Михаил Николаевич. Отшучиваются, хитро улыбаются.
Чтобы нагляднее было, рассказывают подробно, как по бумажке:
– Первый год после свадьбы жили у родителей, и никогда свекровь сына к невестке не ревновала, как в других семьях бывает, видела: муж и жена словно созданы друг для друга. Потом мы от совхоза квартиру получили, тогда для семейных особняки строились. С первого дня стало ясно: будет у нас земля, скотина, птица…
Ни она, ни он никакой работы не чурались: коров подоить, молоко процедить, заквасить, сбить масло – запросто! Есть земля – накрыли пленкой, соорудили теплицы. В открытом грунте – картошка, морковка, да что угодно, вот под зиму посеян чеснок, 80 соток, весной разойдется влет. Любая работа делается по очереди, у кого время есть. Хотя нет: хорошая корова отдает молоко только тому, кто за ней постоянно ухаживает. Вот и у них в семье четыре буренки. Двух доит мама, двух – папа.
Стоят: крайний слева – сын Александр Михайлович, в центре – Михаил Николаевич, первая справа – Александра Михайловна, рядом с ней дочь Галина Михайловна, свекровь Валентина Андриановна. Сидит – свекор Николай Михайлович. / ФОТО из семейного архива, 2017 год
До развала общественного хозяйства оба работали в совхозе , но постепенно полностью перешли на частный сектор. Дети росли в этой же среде, привыкли, что вся домашняя работа – на плечах членов семьи. Сын, Александр Михайлович, пошел по стопам отца, окончил техникум связи, затем Московский Технический университет связи и информатики, региональное отделение. Работает не по специальности, зато много и ответственно трудится на земле, как и родители. Дочь Галина Михайловна с детства мечтала поступить в РГУ на химфак. Поступила, выучилась, и хотя в процессе учебы возникали сложности, отец помог, чем мог. В итоге сейчас у Галины Михайловны три специальности: химик-инженер-технолог, преподаватель химии, учитель начальных классов. Вот по этой специальности и работает она сейчас в Ольгинской средней школе, и все у нее получается, все ей удается. Подрастает внучка Яна, куда пойдет учиться, еще не знает, но знает, что никто ее не станет ни отговаривать, ни запрещать. Просто могут дать совет, как у них в семье принято, а дальше – действуй сам…
Сколько мы слышим иногда грустных и трагических историй на вечную тему отцов и детей, и каждый раз спрашиваем себя: ну почему это случилось, кто виноват? А жизнь подсказывает ответ: если взрослые не слышат, не ценят, не чувствуют друг друга, это в первую очередь на детях отражается, именно тогда и случается беда.
Сидя за одним столом с Кошевичами, расспрашивая о них односельчан, слышала только самые добрые слова. Но никогда никаких подробностей, все с шуточками, с прибауточками. Один говорит, другой молчит и улыбается: давай, давай, рассказывай… И все-таки не отпускает вопрос: как им удается нести через десятилетия это хрупкое сокровище – мир и любовь в семье? В ответ смеются уже оба:
– Да ничего особенного, просто всегда советуемся. Любое решение принимаем сообща, без нажима. Восточная мудрость гласит: путь в море брака лежит через океан терпения. Тут же подразумева-ется, что все зависит от женщины. Жизнь доказывает: от обоих.
Нелли КАНГИНА