Почему люди не слышат друг друга? Последнее время я все чаще задаю этот вопрос не только себе, но и коллегам, и ученикам, родителям моих учеников, моим близким и знакомым. В ответ чаще всего сочувственное молчание.
/ ФОТО сайта ru.freepik.com
Сочувственное, наверное, потому что не для меня одной этот вопрос болью отзывается в сердце. И все чаще в очередной раз, когда меня не понимают, в моем мозгу всплывают вот эти слова замечательной песни М. Исаковского: «Услышь меня, хорошая. Услышь меня, красивая!» … А что же происходит на самом деле? Поскольку своей профессии я посвятила уже достаточно много времени, то могу делать какие-то выводы. Сегодня я хочу поделиться своими наблюдениями и с вами, дорогие читатели газеты «Победа».
Читаем на уроках литературы программное произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Долго читаем. Очень долго. Нарушая все границы. Понимаете, дело в том, что не могу я пробежать по страницам произведения, где так гениально говорится о чести, предательстве, боли, страданиях, любви, готовности жертвовать собой ради других, о преданности присяге и об умении благодарить. А еще о милосердии, о котором буквально кричит со своих страниц Александр Сергеевич Пушкин, «наше все»! Я уже не говорю о том, как много надо знать того, о чем говорится между строк, какой объем исторических знаний нужен для того, чтобы прочитать только первые полстраницы главы «Пугачевщина».
Дети должны понять хотя бы то, как удивителен текст Пушкина. Как выстроена композиция произведения, как перекликаются название и эпиграф главы, как понять смысл того, о чем говорит писатель. А они не читают… Дома не читают. И одна из мам, увидев в домашнем задании, что надо прочитать 10 и 11 главы (это уже почти конец произведения), спрашивает: «А какое произведение читать?». Для меня за этими словами слышится еще один выстрел в Пушкина, которого в очередной раз убивают на дуэли. А потом стреляют еще раз на Первом канале в развлекательной передаче, когда выясняется, что никто не читал «Станционного смотрителя».
А ведь раньше читали и спорили, и учили наизусть, много учили не только стихов, но и прозы. Сегодня учителю приходится сражаться за то, чтобы текст был выучен… Совсем небольшой. Почему сражаться? Потому что все против. Дети не хотят («Памяти нет», «Времени нет!»). Родители возмущаются: «Зачем им учить столько! Оставьте наших детей в покое!». Вы думаете двойки помогут? Нет, к сожалению, не помогают. Скажете, вы же учитель, ищите способы заинтересовать детей. Ищем, разные. В том числе участие во Всероссийском конкурсе «Живая классика». Но такие попытки привлечь детей к чтению тоже не дают больших результатов, кроме разочарования. Потому что там, где конкурс, там – победители. А победителями должны быть все, кто прикасается к своему языку, кто читает, пишет, учит тексты. Вы скажете: «Но есть же у нас победители на разных уровнях. Есть же много конкурсов». Да, есть. Но это не массовое понимание значения слова в нашей жизни. Кто виноват в этом? Вопрос извечен. Пора бы уже от вопросов переходить к делу. И здесь стоит задача не перед одним учителем, а перед целым государством. Особенно сейчас, когда мы видим, как через уничтожение русского слова, русской литературы зомбируются целые народы, теряющие свою идентичность.
«Человек формирует свой взгляд на мир, свою картину мира, языка, принятого в определенном социальном или научном сообществе. То, что «идеи не существуют оторвано от языка», в философской литературе было признано уже давно. В отечественной литературе 20 века это понятие в частности связано и с работами лингвиста В.Г. Колшанского, который считает, что «картина мира, отображенная в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закрепленное и реализованное в своеобразной материальной форме». Этой материальной формой является язык. «Языковая кар-тина мира является составной частью концептуальной картины мира и содержит помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание концептуальной картины мира с помощью исключительно языковых средств».
Данный научный текст взят из одного из вариантов ЕГЭ по русскому языку в этом году. Ученикам 11 класса авторы предлагают показать свою зрелость на осознании важности того, что они являются носителями величайшей мировой культуры, обретенной многими поколениями с помощью языка.
А далее начинается величайшее, почти неразгаданное чудо: раскодирование мозгом печатных знаков. Это чудо называется чтением детьми текстов уже для своих близких. Моим ученикам, приходящим в 5 класс, и их родителям я говорю: «Каждый день у вас должен быть час «Ч» (час чтения)! Если он будет, значит учиться всем будет легко!». В 6-м начинаю уговаривать: «Ну, хоть бы 30 минут!». В восьмом упрашиваю: «Ну, 15 минут! Пожалуйста!». В 9-м умоляю: «Читайте!», не уточняя времени. Не слышат!!!
Потеря своего языка, его смыслов, ведет нас в никуда. Но прийти к этой мысли, к ее пониманию дети должны еще раньше. Говорить на экзамене об этом поздно. Всему начало должно быть положено в раннем детстве. Ребенок с пеленок должен слышать высоко художественные тексты: это чтение мамой, бабушкой, папой, любым членом семьи сказок, рассказов. Это прослушивание аудиосказок, аудиоспектаклей, когда воображение начинает сою работу по формированию мозга, нравственных качеств души.
Зато потом просьбы уже от родителей: «Помогите, он (она) не слушает меня, не понимает меня!».
Недавно в Туле прошел форум «Народного фронта». Здесь присутствовали военные журналисты. Послушайте, о чем они говорят. Е. Поддубный: «Здесь собрались очень хорошие люди!».
Почему? Александр Коц подхватывает мысль коллеги и дает ответ на наш вопрос: «Здесь встречаешь людей в первый раз и чувствуешь, что это свои, что ты на одной волне с ними, что у вас одинаковый ментальный код, одинаковый культурный код, одинаковое стремление к победе и стремление приблизить ее… Встречаешь людей, которые как родные тебе. Есть возможность почувствовать себя одним единым государством».
Как вы думаете, почему они почувствовали себя единым государством? Потому что читали одинаковые книжки, потому что понимают смыслы, заложенные в русском коде, потому что ценят слово, возможность через него найти тех, кто услышит и поймет. Это всегда сближает. Люди собираются вместе, чтобы обговорить разные проблемы, понять друг друга и приступить к реализации задуманного. А научиться этому можно только в том случае, если мы оказываемся причастны к одним нравственным критериям, описанным и в священных книгах, и в русской классической литературе, и произведениях современников, продолжающих лучшие традиции древнерусской литературы. Читающий эти произведения не превратится в манкурта, не помнящего своего имени, забывшего свою мать, свою Родину. В семьях, где существует традиция чтения вслух, проще и легче решаются конфликты, быстрее приходят к взаимопониманию.
В заключение мне хотелось бы обратиться к словам замечательного нашего современника, писателя, политика, много делающего для оздоровления нашей любимой России Захара Прилепина. Выступая на презентации первого сборника рассказов о ветеранах СВО «Жизнь за други своя», он так обозначил путь сохранения нашего кода:
«Мы сохраняем память, насколько мы самоценны как нация и как народ. Память, в первую очередь, передается через слово, через текст. Вообще любой народ, существующий сегодня в мире, создан по сути вокруг «костра», когда люди исполняли какую-то победную оду, как правило, военную, в честь какой-то победы. Вот через эту оду, запоминая ее, и создавался тот или иной народ, в том числе наш. Через «Слово о полку Игореве», через «Сказание о Мамаевом побоище», через «Бородино», «Полтаву», «Тихий Дон», через «Хождение по мукам» мы получаем колоссальную национальную память о самих себе. Мы узнаем себя в этих персонажах, в этих героях: в князе Игоре, в Ярославне, которая плачет на стене, в Гришке Мелихове и других. Пока существует эта память, до этих пор мы существуем как народ. Все остальные замечательные формы искусства производны, потому что если нет слова, нет текста, если нет памяти, то никто это не нарисует, не сыграет в театре, не поставит на сцене, не снимет в кино».
И еще. Чтобы картина не казалась совсем пасмурной, добавлю, что, к счастью, не все потеряно. Есть и среди ребят звездочки, влюбленные в литературу, любящие читать, же- лающие проникать глубоко в смыслы слов, стремящиеся найти своих единомышленников. Надо, чтобы они объединялись, чтобы были востребованы их знания, чтобы к ним примыкало все больше и больше ребят. А как это сделать, стоит подумать и взрослым.
Н.П. Джунько, учитель русского языка и литературы Аксайской школы № 1