Вежливая, тактичная, с доброй улыбкой – такой Нина Васильевна Иудина была во время педагогической деятельности, такой остается и сейчас.
7 «Г» класс, 1997 год. / ФОТО из архива Н.В. Иудиной
Мне кажется, что я все еще ее ученица, так как при встрече с ней Нина Васильевна с любовью делится новым материалом. Наверное, учитель – это на всю жизнь.
Родилась она в феврале 1944 года в городе Кировске Мурманской области в семье Савельевых. Родители были железнодорожниками. Великая Отечественная война еще не окончилась. В войну и послевоенные годы жили непросто, все трудности остались в памяти.
– Было очень тяжело. Но люди выдержали лихолетье, жизнь на-ладилась, – вспоминает Нина Васильевна.
В семье всегда царили доброжелательные отношения, дети росли в любви. С малых лет они были приучены к труду и всегда почитали родителей. Ослушаться их – такого не было даже в мыслях. Воспитание строилось по русским традициям, где слово отца – закон.
Нина закончила школу, была очень любознательной и наблюдательной. Вопроса о том, куда идти дальше, не было. Это был биолого-географический факультет Карельского государственного педагогического института.
В институте на Нину Савельеву обратил внимание студент факультета физвоспитания – красивый, стройный и к тому же спортсмен Александр Иудин. Нина и Саша поженились и прожили всю жизнь в любви и согласии.
После окончания института молодые учителя начали работу в поселке Ведлозеро, недалеко от Петрозаводска.
– Конечно, мне как начинающему специалисту поначалу пришлось непросто – вспоминает Нина Васильевна. – Некоторые ученики даже оказались старше меня. Многих из своих первых учеников я помню до сих пор.
В 1975 году «северяне» Иудины переехали на юг, где грело непривычное южное солнце. Нина Васильевна и Александр Иванович пришли на работу в Ольгинскую школу № 5 Аксайского района, в которой и проработали до пенсии. Вскоре Нину Васильевну назначили организатором по внеклассной работе. Становление педагога шло поэтапно: она по крохам собирала для себя те приемы и маленькие секреты работы, которые давали положительный результат в деле обучения и воспитания детей. Учитель с первых дней работы старалась вести диалог с учениками как с помощниками.
Педагог с многолетним стажем благодарна своим родителям, которые с детства заложили в ней доброту и душевное тепло. Как считает ветеран, эти качества она пронесла через всю свою жизнь, щедро делясь ими с учениками. Нина Васильевна была требовательна к учащимся, в ответ ожидала от них уважения, организованности и серьезного отношения к предмету. Главное, к чему стремилась Н.В. Иудина в работе, научить не только географии, но и воспитать в учениках чувство уважения к взрослым и товарищам, честность, патриотизм, одним словом, всесторонне развитую личность.
Отдельного разговора стоит классное руководство, потому что оно занимало большое место в работе учителя. Знакомство с учеником педагог начинала с посещения его семьи дома. Нина Васильевна знала, в какой обстановке растет и воспитывается ребенок, какие условия у него созданы для занятий. Много раз учитель оставалась после уроков и дополнительно занималась с отстающими, проводила большую воспитательную работу как с детьми, так и с родителями.
Я отлично помню, как она руководила внеклассной деятельностью. Сбор макулатуры, металлолома, пионерские линейки, заседания комитета комсомола и музейная деятельность. Поездки по области и стране, турпоходы, разрисованные лично Ниной Васильевной стены в кабинете географии.
Нина Васильевна в числе первых учителей в Аксайском районе получила высшую квалификационную категорию. Много лет работала впоследствии заместителем директора по учебной работе и по социальной работе.
В то же время Нина Васильевна руководила методическим объединением, проводила множество открытых уроков, делилась опытом с коллегами по Ростовской области, читала лекции от общества «Знание» и многое другое.
За свою длительную педагогическую деятельность имеет множество наград: Благодарности, Благодарственные письма, Почетные грамоты от Администрации района, Грамоту Министерства просвещения РСФСР «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся», обладает званиями «Отличник народного просвещения», «Старший учитель», «Учитель-методист», награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда».
О своих мальчишках и девчонках рассказывает со слезами на глазах. На каждом выпускном педагог также не могла сдержать слез и своих чувств. От радости, что пришедшие к ней в класс волнующиеся малыши превратились в красивых юношей и девушек, и от сожаления, что это время пролетело так быстро, настал момент расставания. Сколько терпения, любви и заботы вложила классный руководитель в своих ребят – не подсчитать. Как не подсчитать ветерану педагогического труда, сколько выпусков из школы она провела. Разве что по общим фотографиям.
Многие из выпускников Нины Васильевны окончили вузы. А это говорит о многом, в первую очередь – высоком уровне школьных знаний. В этом немалая заслуга и классного руководителя.
– Я как ученица, а впоследствии и коллега Нины Васильевны, всегда считаю ее добросовестной, честной перед детьми, коллегами, перед собой. Совмещать различные виды деятельности Нине Васильевне также помогали сильный характер, самодисциплина. И, конечно, семья. В своих близких любящая жена и мама находила поддержку и опору. Муж Александр Иванович работал учителем в Ольгинской школе до своих последних дней. Прекрасным человеком и замечательным педагогом остался для всех. Дочь Лена пошла по стопам родителей, окончила Таганрогский пединститут, работает учителем начальных классов. У Иудиных – две дочери, четверо внуков и семь правнуков.
Любимыми хобби Нины Васильевны являются турпоходы, путешествия, рыбалка и сбор грибов.
А вот что говорят о Нине Васильевне ее выпускники:
«Отношение детей к предмету в основном определяет личность учителя и его подход к работе, и география не исключение. Заставить детей любить географию нельзя, но можно разобраться, почему они ее не любят и как устранить эти причины. У Нины Васильевны географию любили все ученики».
«Знакомиться с географией родного края возможно по разным источникам: учебникам, телепередачам, средствам массовой информации и другим. Но с целью развития и укрепления физического и нравственного здоровья подрастающего поколения, воспитания патриотизма лучше путешествовать и ходить в туристические походы. Туристическое движение не подвластно времени и обладает притягательной силой. Изучать историю и географию родного края, будучи классным руководителем нашего класса, она предложила нам пешком. Предложение было принято на ура».
«Мы отправлялись в походы. По пути следования мы пели песни, грелись у костра, пили чай. И везде ощущали помощь, заботу и заинтересованность Нины Васильевны. Ребята всегда что-то записывали, фотографировали. Она научила нас не только дружбе, взаимовыручке, патриотизму, но и рыбалке, как правильно ориентироваться в незнакомой местности, любви к природе.
А если вдруг погода не давала нам пойти в поход, то Нина Васильевна радушно встречала нас в стенах своего дома и устраивала нам дружеские посиделки, всегда было интересно слушать ее рассказы, истории. И сейчас, спустя годы, с теплотой вспоминается время, подаренное нам Ниной Васильевной. Хочется сказать ей слова благодарности за наше детство, за ее бескрайнюю любовь».
Всю жизнь Нина Васильевна посвятила Ольгинской школе. Главной, высшей наградой для учителя за ее работу, по словам ветерана, являются не грамоты, а слова благодарности от учеников и родителей. Когда те подходили к ней и говорили «спасибо за все». До сих пор при встрече учитель интересуется у своих бывших воспитанников их делами и здоровьем. Только человек, всем сердцем преданный педагогике, Учитель с большой буквы, может 40 с лишним лет посвятить детям. Учитель – это на всю жизнь!
С.Н. Дьяконова, заместитель директора Ольгинской СОШ № 1, и выпускники 2002 года