17 марта 2024 году будут проводиться выборы Президента Российской Федерации - процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования. Проголосовать может любой гражданин РФ, которому исполнилось 18 лет. Участие является свободным и добровольным. Голосование в рамках избирательной кампании будет проходить 15, 16 и 17 марта 2024 года.
Демократические процедуры на Дону были известны издавна, однако голосование у нас долгое время было исключительно открытым. Вспомните казачьи круги, где собирались казаки и выбирали атамана по количеству голосов или сброшенных шапок в пользу того или иного кандидата. В результате многочисленных изменений и реформ в конце XVIII века войсковые органы власти формировались и развивались уже полностью на основе российского законодательства. На этой ступени появились письменные «отзывы» – документально оформленные волеизъявления избирателей.
Началом данного этапа можно считать выборы комиссии 1761 года Избирательные документы, выражавшие волю избирателей, именовались «отзывами», «дозволениями», «дозволенными приговорами».
/ Фото freepik.com
Особенность «дозволений» начала 60-х гг. XVIII века в том, что они представляли собой заблаговременное одобрение любого кандидата, который будет выбран избирателями, лично явившимися на голосование. Отзыв не называл имени предпочитаемого лица, а содержал заверения избирателя, что «он в выборе онаго полагается на своих сотоварищей».
Письменное голосование законодатель не использовал как вариант волеизъявления, предпочитая голосование шарами. «Выборы… производятся закрытою подачею голосов, посредством баллотировки шарами». Привычных ныне бюллетеней тогда не существовало – большая часть избирателей была неграмотна и не могла прочесть, что в них написано. Тем временем голоса были нужны. Тогда и придумали голосование с помощью черных шаров. В назначенный день в специальном здании расставлялись ящики с фамилиями и адресами кандидатов и двумя отделениями, окрашенными в белый и черный цвета. Участники выборов проходили вдоль избирательных ящиков, получали для каждого шар и опускали его либо в белое, либо в черное отделение. Голосуя, соответственно, «за» или «против».
Женщины, которым законодательство в 1766 году предоставило право голосовать письменными «отзывами», согласно распоряжениям актов XIX века голосовали через представителей. В начале ХХ века были заложены новые тенденции регулирования законодательства о выборах в Государственную Думу. Одно из нововведений – переоценка роли и места письменной формы голосования, появление прообраза современного избирательного бюллетеня. Согласно Положению о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года допускалось два способа голосования – баллотировка шарами и подача избирательных записок. Подача записок, предусматривалась только для уездных землевладельцев и городских избирателей и должен был применяться тогда, когда число избирателей превышало 500 человек. Избирательные записки были гораздо больше похожи по содержанию и основным характеристикам на современные избирательные бюллетени. Избирательная записка обязательно должна содержать имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосует избиратель: «В записке указываются имена и фамилии лиц, за которых подается голос». Записка подавалась избирателем лично. Подача записки – это именно голосование, поскольку не предполагается участие должностных лиц-посредников: «Каждый избиратель лично вручает свою избирательную записку». Председатель в присутствии избирателя должен был опустить его записку в ящик и сделать пометку в избирательном списке. К избирательной записке законодатель предъявлял ряд требований, несоблюдение которых может повлечь признание записки недействительной или сомнительной. Требования касались прежде всего содержания и внешнего вида записки.
Требования к внешнему виду не означали какой-либо особой и единой формы записки. Допускались записки как написанные от руки, так и напечатанные на машинке или в типографии. Тем не менее, законодатель счел нужным указать, что «в записке не должно быть никаких отметок, знаков, а равно исправлений и подчисток ни на лицевой, ни на оборотной стороне».
Интересно отметить, что к внешнему виду записки законодатель относился гораздо строже, чем к содержанию. Повторявшиеся имена по закону просто «при подсчете голосов в соображения не принимаются», а записка с исправлениями и отметками может быть признана недействительной. Появление определенных требований к избирательным запискам было важнейшим шагом к современным бюллетеням. Кроме того, голосование записками все еще оставалось мерой исключительной, а не общераспространенной, ведь применялось лишь в определенных ситуациях как замена баллотировке.
Выборы в Учредительное собрание в 1917 году, положили начало новому этапу в развитии избирательных документов. Несмотря на использование прежнего наименования – избирательная записка, в выборах 1917 года фигурировал новый документ с несколькими нововведениями законодателя. Это, во-первых, внедрение в подавляющем большинстве территорий пропорциональной избирательной системы, которая требует многомандатных избирательных округов и списков кандидатов. Во-вторых, внесение в избирательную кампанию и голосование — обязательной стадии регистрации кандидатов. В-третьих, указание законодателя о необходимости однообразия внешнего вида записок. Источником содержания избирательной записки и ее прообразом, согласно закону, были списки кандидатов. Требования к ним законодателя были достаточно просты – кандидатские списки должны были содержать имена, отчества и фамилии кандидатов, а также их адрес. В некоторых случаях список дополнял не значительный элемент– название предложившей его организации.
В отличие от ранних вариантов, кандидатский список содержал ограниченное количество кандидатов. Для того, чтобы список был зарегистрирован окружной комиссией, он должен быть подкреплен заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться и заверен подписями не менее чем сотни избирателей данного округа. Если список соответствовал всем предъявляемым требованиям, окружная комиссия по делам о выборах в Учредительное собрание принимала его и присваивала номер в порядке поступления. Таким образом, законодатель четко определил содержание избирательной записки. Не менее точны и распоряжения закона о ее внешнем виде. Первое и важнейшее положение — о единой форме записок: «Избирательные записки должны быть по внешнему виду однообразны». Для реализации данного принципа были введены образцы избирательных записок. Они утверждались окружной комиссией для всего округа в целом и доводились до всеобщего сведения не позднее чем за 35 дней до даты голосования. Независимо от национального состава округа, текст кандидатского списка в избирательной записке печатается на русском языке. Правда, по заявлению группы, подавшей список. Поданная избирателем записка не должна была быть подписана или промаркирована какими-либо опознавательными знаками, в ней не допускались подчистки. Фактически стадия принятия решения избирателем проходила в два этапа:
Первый этап – это получение избирателем нескольких записок со списками кандидатов. Законодатель указывал, что городские или сельские управы обязаны доставить записки избирателям своей территории не позднее чем за семь дней до дня выборов. За эту неделю избиратель, имея на руках записки с именами кандидатов, должен сориентироваться в списках, прислушаться к агитационным речам и определить свои предпочтения. Этот этап можно назвать открытым решением.
Второй этап намного короче по времени, избиратель вкладывал в конверт одну из избирательных записок и передавал конверт председателю участковой избирательной комиссии. Это – закрытый этап принятия решения.
Начальный этап советской власти можно охарактеризовать как очевидный регресс избирательных процедур. Такой документ, как избирательный бюллетень, вплоть до принятия Конституции СССР 1936 года не играл роли в избирательном процессе и не имел правовых оснований.
Развитие законодательства и практика проведения выборов с Верховный Совет СССР заложили основу последующей кодификации советского избирательного законодательства.
На современном этапе избирательный бюллетень – единственный официальный документ, посредством которого реализуется право голоса. Требования законодателя как к форме, так и к содержанию документа полностью унифицированы. В современном мире прогресс не стоит на месте и совсем скоро на выборах Президента РФ жители Ростовской области смогут проголосовать несколькими способами: на избирательном участке по месту регистрации. По месту нахождения. Онлайн, при помощи дистанционного электронного голосования (ДЭГ), и на дому. Главное, что должен понимать каждый гражданин, что участие в выборах — это не только право, но и гражданская ответственность, которую мы несем перед собой, перед семьей и перед страной.
Г.В. Куянцева, научный сотрудник ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник»