Федеральный закон от 03.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ № 35) является основным источником национального антитеррористического законодательства и нормативным правовым актом федерального уровня, который закрепляет одной из форм противодействия терроризму деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (пункт «а» часть 4 статья 3), поскольку современное понятие терроризма, как идеологии насилия, основными его признаками закрепляет:
во-первых, цель – воздействие на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями;
во-вторых, способы достижения этой цели – устрашение населения и (или) иные формы противоправных насильственных действий.
Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму в качестве общей нормы, предусматривающей участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также в границах муниципального, городского округа при решении вопросов местного значения закреплено в статьях 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Государственно-властные полномочия между органами различных территориальных уровней единой государственной власти в Российской Федерации конкретизированы ФЗ № 35, а в статье 5.2 закреплены полномочия органов местного самоуправления в указанной сфере общественных правоотношений.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно - пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.