Историю искусства и Руси в целом невозможно полно представить без иконописи. Действительно, в искусстве живописи существует много жанров. Но, пожалуй, одним из наиболее исторически обусловленных является иконопись. Она является особым родом искусства, не сводимым к простой живописи. Это вид древнейшей живописи, религиозной по темам, сюжетам и культовой по назначению. Иконопись – это художественная летопись религиозной духовной жизни общества. Она являлась прикладным искусством, то есть служила христианской жизни, духовному преобразованию человека. Отсюда икона считалась не произведением искусства, а культовым атрибутом. Перед иконой молились, возжигали свечи и лампады, ими благословляли, через них обретали исцеление. Поскольку религия была господствующей идеологией, то непременно в каждом доме была икона.
Икона – это произведение искусства особого рода, непохожее на обычную картину. Отцы церкви утверждают, что иконный образ восходит к первообразу, то есть представляет собой не личное восприятие художником евангельских лиц, событий, а запечатлевает образ божественный, сверхъестественный. Иконописец пишет икону якобы не от себя, а как бы от Бога.
Икона – очень сложное произведение искусства, исполненное в господствующих иконографических традициях. Примером этому является «Троица» Рублева, которая почитается как величайшее творение человеческого гения.
Иконописных мастерских в наши дни достаточно много. Но сегодня мы поговорим об одной из них – о творческом объединении «Артос», которое существует уже десять лет. Основателем мастерской является иерей Сергий Березовский, настоятель двух храмов в Аксайском районе – святителя Николая поселка Дорожный и святителя Спиридона поселка Дивный. Все работы творческого объединения выполняются на высоком художественном уровне, в лучших традициях Русской Православной Церкви.
О том, чем занимается объединение и как оно создавалось, мы и поговорили с отцом Сергием.
– Отец Сергий, расскажите о вашей мастерской. Как пришла идея ее создать?
– В этом году нашей мастерской исполнилось десять лет. Примечательно, что дата создания у нас совпадает с праздником Петра и Павла. Началось все с моего желания стать священником. Я с детства был при храме, пономарил. Когда я был в миру и работал строителем, то в основном работа была связана с храмами – ремонтные работы, штукатурные, декор. Общался с художниками по специфике своей работы. И когда Господь дал такую возможность – создать мастерскую, я понял, что это дело не будет отвлекать меня от служения. Это будет внутри церкви. С того момента, как Владыка благословил меня быть помощником Благочинного на тот момент в Ростове, я закрыл свое предпринимательство, распустил все строительные бригады, чтобы это не отвлекало меня от служения.
Кстати, иконопись помогает развиваться в служении, потому что тут необходимо и чтение литературы, чтобы написать ту или иную икону, и изучение жития святого, чтобы понять, прочувствовать, как он жил, и в итоге передать его характер на доску.
Первый храм, который мы начали писать – это Татьянинский храм при ДГТУ в Ростове-на-Дону. Это было в 2014 году и именно во время этого объекта у меня родилась идея мастерской. Во время росписи этой церкви у меня еще было открыто индивидуальное предпринимательство. Это был мой объект – я занимался внутренним убранством храма. Заказчикам все понравилось. Тогда мы прошли первую искусствоведческую комиссию, нашу епархиальную. Попутно стали появляться заказчики и в других храмах и индивидуальные – от людей.
За десять лет написано более двухсот икон, сделано более тридцати витражей, а мозаичных композиций – больше десятка. Казалось бы, мало мозаики. Но чтобы сделать панно из мозаики нужно потратить три месяца на саму сборку, помимо этого месяц – два уходит на разработку проекта. Моя задача – именно разработка проектов. Конечно, в связи со священнической деятельностью и строящимися параллельно храмами, самому общаться с заказчиками не получается. Поэтому я возложил эту обязанность на ведущего художника в нашей команде. Священнику, в первую очередь, надо молиться, все остальное не должно мешать служению.
|
|
Святая Великомученица Варвара. |
Собор Аксайских святых. / ФОТО С. Березовского |
– Чем занимается мастерская?
– Икона – это не просто картина, и создавать ее должен не просто художник. При рождении святого образа чрезвычайно важна личность иконописца, его глубокий духовный настрой, знание канонов, воцерковленность. Поэтому и работы иконописной мастерской творческого объединения «Артос» выполняются на высоком художественном уровне, в лучших иконописных традициях Русской Православной Церкви, по благословению и под руководством архипастырей.
Иконописцы мастерской в своих молитвах просят помощи Божией и разрешения надеяться, что своим трудом они вносят вклад в укрепление христианской православной веры.
Все иконы создаются в строгом соответствии с церковным каноном, в византийской и древнерусской традиции, в технике яичной темперы, которую использовали все мастера древности, в том числе последователи школы Святого преподобного Андрея Рублева (ХV век), а также из натуральных материалов: краска делается вручную из растертых полудрагоценных камней (лазурита, малахита, глауконита и других), земляных охр, соединенных с яичным желтком и вином, исполь-зуется только сусальное золото.
Помимо иконописи наша мастерская занимается мозаикой – изготовлением витражей, резьбой по дереву.
Так как я священник, то и направленность мастерской я выбрал такую – все, что необходимо для церкви. Сам я настоятель – у меня два прихода, и в мои приходы тоже нужны иконы, иконостасы.
В нашей команде 12 иконописцев, которые именно пишут иконы, также у нас работают два преподавателя – один художник-иконописец, второй художник по стеклу. Он занимается резкой стекла, сборкой витражей, а саму роспись по стеклу делают иконописцы. Художник по стеклу вырезает по шаблону стекло, запекает его в печи, собирает уже готовый витраж, потом уже человек, который занимается деревом, собирает киот, который нужен, вставляется, если необходимо подсветка. Для крестных ходов мы делаем иконы с подсветкой, которые очень красиво светятся ночью. Художников по мозаике у нас четыре человека. В мозаичных работах всегда участвуют и иконописцы.
Наш коллектив как семья. Мы всегда советуемся друг с другом. Каждый высказывает свое мнение, потому что каждый видит по-своему – и цвета, и композицию. Мое дело, как священника, следить за каноничностью исполняемой работы. То есть если заказчик захочет написать работу не святого, мы не будем такую работу делать. Это противоречит христианским догматам.
Разработка проекта – моя часть работы в команде. Это композиционное составление. Например, настоятель Аксайского Успенского храма захотел икону донских святых, то есть собрать воедино отдельных святых. Я расставил их композиционно, где-то подрисовал на планшете, подобрал орнаменты по характеру. Бывает, что заказчик просит иконы в одном стиле во всем храме. Я их стилизую, добавляю орнамент, то есть чего-то такого, чего нет в других храмах. Это делается для того, чтобы цикл икон пошел с этим орнаментом. То есть орнамент нужно подобрать не только к этому образу, а продумать, чтобы он смотрелся гармонично и с другими образами. Это универсальный прием, чтобы все иконы были похожи. Как таковые иконы я не пишу. Я могу сделать все в компьютере, в планшете. Но к иконописи я не приступаю, потому что нет соответствующего образования.
Реставрацией мы тоже занимаемся. Сейчас, например, у нас на реставрации икона Казанской Божьей матери. Она небольшая, но ее реставрация займет три-четыре месяца.
|
|
Святой мученик Вонифатий. |
Плащаница Богородицы. / ФОТО С. Березовского |
– В каких храмах Аксайского района есть ваши работы?
– Для Успенского храма в Аксае написано достаточно много работ – и аксайские святые, и Великомученица Варвара, и донские святые. Донские святые и Аксайские святые – эти две композиции разработаны специально для этого храма, таких вторых нет. Разрабатывал их я. Нашими руками написано очень много апостолов, много праздников – больше 20 икон. И небольшая плащаница – список с оригинала вложен в мощевик – тоже наша работа.
В храме святителя Николая поселка Дорожный – на планшетах две иконы в храме и две в алтаре. В этом храме иконы будут на планшетах, потому что храм обшит внутри гипсокартоном, а материал этот не долговечный. А планшет можно снять, почистить и повесить обратно. И здесь также около десяти икон написано в нашей мастерской. В храме святителя Спиридона поселка Дивный тоже есть написанные на-ми иконы, еще несколько отреставрировано.
Конечно, в храмах Ростова наших работ больше. Наверно, в 50 процентах храмов есть наши работы. Но я настоятель двух строящихся храмов в Аксайском районе, поэтому я хочу, чтобы в них были работы нашей мастерской.
Мария ЦЫГАНОВА