С июля этого года на территории нашего района на базе конно-спортивного клуба «Любимая усадьба» Аксайская районная организация родителей детей-инвалидов «Мы вместе» реализует грантовый проект «Иппопогружение», направленный на улучшение качества жизни детей с инвалидностью и ОВЗ благодаря сочетанию занятий верховой ездой и работы коррекционных педагогов. Применение комплексного подхода к реабилитации способствует всестороннему физическому и психическому развитию ребят, участвующих в проекте.
На занятиях по верховой езде. / ФОТО автора
Почему именно «Иппопогружение»? Погружение в воду вместе с лошадью и плавание верхом на ней – это одно из мероприятий проекта, которое и подарило ему свое название. И выбрано оно неслучайно.
Вода как естественно-средовой фактор – одно из основных средств адаптивной физической культуры, оказывающий позитивное воздействие на физическое и психическое развитие. Иппотерапия – это один из методов комплексной реабилитации детей с ОВЗ.
Сочетание этих двух категорий дает колоссальный синергетический эффект воздействия на все структуры и процессы в организме ребенка и мощнейший толчок для дальнейшего развития!
Ведь помимо удовольствия и полного спектра позитивных эмоций от плавания верхом на лошади, дети получают новые зрительные, слуховые и пропреоцептивные стимулы для развития и формирования новых нейронных связей.
Все участники проекта разделены на три группы в зависимости от поставленных целей: спортивная, оздоровительная и группа коррекции.
Главная особенность последней группы заключается в том, что помимо общего физического укрепления организма непосредственно в процесс занятия верховой ездой включена работа с логопедом и нейропсихологом для реализации комплексного подхода к реабилитации.
|
|
Иппотерапия – это один из методов комплексной реабилитации детей. / ФОТО автора |
Основная работа логопеда в процессе нахождения ребенка на лошади направлена на проработку навыков звукоподражания, вызывания речи, а также коммуникации, как вербальной, так и невербальной, постановку правильного дыхания, разработку артикуляционного аппарата, гимнастические упражнения для тренировки базовых рефлексов, мышц тела, ног, спины, а также выполнение ребенком упражнений на формирование слухового восприятия и чувства ритма. Лошадь в данном случае выступает и как тренажер, и как мотиватор.
Вторая составляющая занятий в группе коррекции – нейропсихологическая. Занятия направлены на развитие кинестетических и кинетических возможностей, формирование динамической организации двигательного акта, ловкости, расширение глазодвигательного репертуара, развитие мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения, стимулирование ориентации в пространстве.
Купание с лошадьми в реке. / ФОТО автора
В ходе занятий реализуется принцип взаимосвязи телесного и психического – через движения, выполняемые ребенком на идущей шагом лошади, осуществляется целенаправленное воздействие на развитие его конкретных физических качеств и психических функций.
За полтора месяца реализации проекта за счет грантовых средств было организовано обучение местных специалистов приглашенными экспертами из Ассоциации «Развитие Иппотерапии» г. Нижний Новгород, приобретена необходимая защита для всадников, конная амуниция и еще она лошадь для занятий. Новым другом, спортивным партнером и врачом для ребят стал 12-летний полукровный мерин караковой масти по кличке Плут. Еще одним важным приобретением стал монтуар, теперь у маломобильных детей, передвигающихся на колясках, есть возможность легкой и безопасной посадки на лошадь.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Поддержку в софинансировании проекта осуществляет депутат Законодательного Собрания Ростовской области Сергей Владимирович Рожков, который уже несколько лет оказывает активное содействие в развитии адаптивного конного спорта и иппотерапии на территории Аксайского района.
Юлия Костина